На посту

Наш корреспондент вновь меняет профессию. В этот раз Виктория Кромская поработала в роли инспектора в отдельном батальоне дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Калуге.

– Не скрою, волновалась, когда выступала в роли дежурного в первом калужском батальоне ДПС. Мне выдали желтую сигнальную жилетку, в руках –  блокнот и ручка. Но сотрудники ДПС встретили меня столь радушно, что волнение быстро улетучилось.

Предрейсовый осмотр

Вторник. На часах 7:00. Первым делом меня отправили на развод-построение сотрудников, заступивших на дневное 12-часовое дежурство. Здесь закрепляют территории и озвучивают ориентировки на нарушителей, находящихся в розыске. Далее – предрейсовый медосмотр сотрудников. Медики спрашивают, есть ли жалобы на состояние здоровья, проводят визуальный осмотр, измеряют давление и пульс. Также они проверяют, нет ли признаков опьянения, определяют процент алкоголя в крови и присутствие психоактивных веществ. И вот врач дала добро. Заступаем на дежурство.

Первый пошёл

За нами закрепили определенный участок – Московская улица, микрорайон Северный и деревня Петрово. Не прошло и 15 минут – первый нарушитель. Молодой отец повёз ребёнка в детский сад. На первый взгляд всё хорошо: малыш в детском кресле. Но опытные коллеги сразу увидели нарушение: юный пассажир не закреплён ремнями безопасности. Как объяснил папа мальчика, ремнями сына он не пристегнул, так как они уже не соответствуют весу и росту ребёнка. И все же это не оправдание.

Для справки:

Пункт ПДД 22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX*, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Затем мы заметили подозрительных парней, которые «отсиживались» на природе. Машина стояла, но инспекторам не понравилось поведение водителя, и они предложили ему пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). Задержанный сначала согласился, но после недолгих раздумий отказался. Однако от ответственности ему уйти не удастся. Мужчину вызовут повесткой в суд, и, может быть, он будет лишен водительского удостоверения.

Для справки:

В соответствии со статьей 12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (часть 1).

Нарушение и наказание

Далее мы проводили контроль тонировки автомобилей и проверяли документы и штрафы за нарушения. Это показалось мне довольно тяжелым испытанием. Было жарко, и мы с коллегами решили заехать в магазин за водой. Только повернули в сторону универсама, как увидели стоящую «Ладу-Приору», которая была затонирована полностью, что называется, беспросветно. Для измерения светопропускаемости стёкол автомобиля сотрудники ГИБДД используют специальный прибор – тауметр. Хотя было заметно и невооруженным взглядом, что показатели значительно превышают разрешенные, процедуру необходимо было провести. Точные показания тауметра инспекторы зафиксировали в протоколе. Водитель передал документы, написал объяснение, а в это время инспекторы проверяли историю нарушителя. Выяснилось, что такой протокол не первый. Водителю «Приоры» уже выписывали штраф за тонировку, но он ее так и  не снял. Как оказалось, наказание за повторное нарушение правил использования тонировки очень серьезное. Вместе с нарушителем мы отправились в МРЭО, а затем в районный суд. Парню грозило наказание от штрафа до лишения свободы. Спустя несколько часов стал известен вердикт: следующие трое суток нарушитель проведёт в специальном приёмнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке. А всего лишь нужно было вовремя снизить уровень тонировки стекол автомобиля…

   

Блицинтервью

Я не могла не поговорить с моими временными коллегами об их работе. На вопросы ответил инспектор отдельного батальона дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Калуге Владимир Макаров.

– Владимир, скажите, какое самое распространенное нарушение среди водителей?

– Однозначно на этот вопрос ответить сложно, потому что нарушений много и они разные. За сегодняшний день одно из самых серьезных – по статье 12.26, ч. 1. Водитель отказался проходить освидетельствование на состояние опьянения и проходить соответствующее медосвидетельствование.

– Можно ли нарисовать социальный портрет нарушителя?

– Люди, которые нарушают правила дорожного движения, бывают самыми разными, их поведение не зависит от социального статуса и финансового положения. Некоторые просто небрежны или недостаточно внимательны на дороге, другие, наоборот, – агрессивны и неуважительны к другим участникам движения. Есть также те, кто не считает необходимым соблюдать правила, возможно, из-за недостаточного уровня образования или нежелания следовать нормам общества. Проще говоря, каждый нарушитель ПДД – это индивидуальное лицо со своими мотивами и причинами поведения.

– Бытует мнение, что женщине за рулем не место, дескать, она слишком непредсказуема. Что можете сказать  по этому поводу?

– Всё зависит от человека. Есть женщины, которые едут очень четко, понимая, какая ответственность лежит на человеке, управляющим машиной весом не одну тонну, и соблюдают ПДД. А есть и такие, кто, как, кстати, и многие мужчины, отвлекается на дороге на телефон или другие вещи и тем самым представляет опасность для других участников дорожного движения.

– На какое время суток и сезон приходятся самые сложные дежурства?

– Сложных дежурств для нас нет. Мы всегда готовы к работе, независимо от времени суток и времени года. Понимаем, что наша работа важна и требует максимальной концентрации в любых условиях. Мы всегда готовы к любым вызовам. Наша главная задача – обеспечить порядок на дорогах и предотвратить возможные аварии и происшествия.

– Изменилась ли культура вождения в Калуге за последние годы?

– К сожалению, несмотря на усилия по обучению и информированию, недостаток вежливости и уважения на дорогах имеет место. Мы продолжаем наблюдать пьяных за рулем, что также негативно влияет на дорожную обстановку.

 

Постскриптум

Служба инспекторов ДПС непроста и очень важна. Ведь, как показал мой личный опыт, присутствие на дороге постового автомобиля приводит в чувство даже ретивых водителей, хотя, конечно, бывают исключения. Эта работа требует ответственности, внимания, крепких нервов. Но, как рассказали сотрудники ДПС, цель оправдывает средства. Их работа помогает водителям быть в тонусе: вовремя снизить скорость, пристегнуть ребенка в автомобиле, включить сигнал поворота, проще говоря, напоминает о важности соблюдения правил дорожного движения. А соблюдение этих правил на трассе с оживленным движением спасает жизни и здоровье тех, кто находится в пути.

Неоспоримыми фактами безответственного поведения водителей за рулем являются цифры статистики за 6 месяцев 2024 года:

 3468 ДТП

 6 погибших

 227 раненых

 46 раненых детей до 18 лет

 38 раненых детей до 16 лет

 6339 транспортных средств повреждено.

Виктория КРОМСКАЯ, фото автора