Все путём

Электромеханик Андрей Баринов – о мастерстве, необходимом в любом деле, рабочей династии и мечтах, которые сбываются

Чтобы электропоезда ходили точно по расписанию, а грузы доставлялись по месту следования и в срок, на железной дороге трудятся представители самых разных профессий. Обычно их работа остается незаметной для пассажиров, но это ни в коем случае не умаляет их важности.

Вся жизнь – дорога

Андрей Валентинович – электромеханик Калужской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Звучит сложно, для обывателя немного непонятно. Он поясняет: «Если говорить просто,  мы занимаемся обеспечением безопасности движения поездов – чтобы все было «как в инструкции».

Для него это не просто работа, а профессиональная жизнь, которая началась еще в детстве. Профориентацию он получил благодаря… бабушке. Железнодорожная династия Бариновых насчитывает несколько поколений.

Андрей — студент железнодорожного техникума.

– Наша семья жила на станции Тихонова Пустынь, и все здесь работали – прадед, бабушка, дед, отец и еще много родственников, – рассказывает Андрей Валентинович. – Ведь  поселок строился под нужды железной дороги, куда с окрестных сел собирали народ работать. Когда-то это была большая железнодорожная станция – на ней производили маневровые работы, формировали поезда, ремонтировали и осматривали вагоны, заправляли углем и водой паровозы. Раньше тут останавливались все пассажирские поезда, пока не построили станцию Калуга-2.

От нашего дома железнодорожные пути в 50 метрах. В детстве я все время смотрел, как работают стрелки и маневровый тепловоз.  Получается, мне никак нельзя было миновать железной дороги – родился в железнодорожной больнице, ходил в железнодорожный детский сад и школу. Запах креозота, звуки проходящих поездов, все разговоры и вся жизнь поселка – это железная дорога. Кстати, Андрей никогда не хотел водить поезда.

– Не думаю, что машинист – такая уж романтичная профессия. Они же далеко не ездят – есть «плечо» километров в 200: курсируют туда-обратно по одному маршруту. Но не всем же ездить – кому-то и пути обслуживать надо.

Дед Иван, пропавший без вести в время войны.

Бабушка Мария Фёдоровна (в верхнем ряду в центре) с бригадой, работниками железной дороги. 50-е годы ХХ века. 

Ученье и труд

Отец Андрея к тому времени работал на станции Тихонова Пустынь в подразделении ШЧ – дистанции сигнализации и связи, занимался ремонтом электрооборудования на железной дороге.

Чтобы стать, как отец, электромехаником, Андрей пошел учиться в железнодорожный техникум. На учебу в Калугу ездил каждый день – в шесть утра выезжал, в шесть возвращался.

– Учиться мне нравилось, трудно не было – казалось, на занятиях мне рассказывали то, о чем я всегда знал, –

вспоминает студенческие годы Андрей Баринов. –  Отец говорил: «Образование нужно обязательно. Будешь хорошо учиться – станешь хорошо работать, а потом дальше в институт пойдешь».

Но судьба распорядилась по-другому.  После окончания техникума Андрей ушел в армию, после которой на железную дорогу не вернулся. Став человеком семейным, пошел шлифовщиком в инструментальный цех на КЗАМЭ – мечтал заработать на собственное жилье.

Трудно ли было обучиться новой профессии?
– Не умел, но научился, куда деваться. Пришел простым учеником, сдал экзамены сначала на третий разряд. За восемь лет на заводе стал специалистом шестого разряда.

Прадед Фёдор с прабабушкой. 

А потом, в 90-е, на предприятии начались трудные времена, – вспоминает он. В 1995-м, когда ему предложили место на железной дороге, он, не раздумывая, согласился.

И днём, и ночью…

Вот уже без малого 30 лет он проверяет светофоры, рельсовые цепи и стрелки, обеспечивает надежность работы электроустройств на путях, мониторит, чтобы напряжение везде соответствовало нормам. И все это пешком в любую погоду.

Рабочий день длится восемь часов, но аварийные ситуации, как говорится,  часов не наблюдают – приходится по звонку выходить и в выходной, и в праздничный день, и ночью.

– Ничего не поделаешь – люди должны ездить, грузы перевозиться, а это зависит от нас. В помощь электромеханику – измерительные приборы, которые со временем совершенствуются. Но принцип работы остается прежним – надо сходить, замерить, пощупать, проверить, закрепить, подтянуть  крепления, – рассказывает Андрей о специфике своей работы. – Так и ходим с утра до вечера – от точки к точке, проверяя целостность участка, обеспечивая его бесперебойную работу. А его протяженность не один километр.

По его словам, сегодня применяются все более надежные устройства и случается меньше аварийных ситуаций, работать приходится больше на предотвращение, а не на устранение неполадок.

– Если  параметры чуть отклоняются от нормы, умные устройства  нас об этом предупреждают. Наука не стоит на месте. За всем «следят» машины – электрические параметры выведены на мониторы компьютеров и контролируются. Но ни одна машина не в состоянии заменить рабочие руки с инструментами.

На вопрос о том, какой человек не приживется в коллективе электриков-железнодорожников, отвечает:

– Про электричество надо знать все и даже больше. Надо многое уметь – тяп-ляп здесь точно не получится. Быть внимательным, въедливым и терпеливым. Бывает, не один час приходится попотеть, пока «поймаешь» повреждение. Ну, и быть готовым к тому, что опыт приходит только в процессе работы, а не когда получишь корочку об образовании… Молодые специалисты об этом часто забывают.

За свою трудовую биографию Андрей Баринов был и старшим механиком, ездил с комиссионными проверками. Сейчас он работает механиком на станции Тихонова Пустынь – поближе  к дому.

Его сын Константин после профтехучилища окончил институт, работает старшим механиком вместе с отцом. «Обогнал меня сын, молодец! И перспективы роста имеет», – говорит Андрей.

В завершение нашего разговора я спросила Андрея Валентиновича: неужели ему никогда не хотелось с железной дорогой расстаться, найти место поспокойнее? И, признаться, готова была услышать категорически отрицательный ответ.

–  Честно говоря, много раз хотелось уйти, особенно, когда случались серьезные повреждения, – начинается аврал, надо скорее устранить неполадки. Думаешь, все, последний раз, больше не хочу. Но эта мысль быстро проходит. И снова вперед, работа тянет.

Не хочет Андрей Валентинович и места поспокойнее – ему нравится работа на линии. Работать с бумагами, просиживать время за столом – это не его.

На дистанции – от Сухиничей до Ворсино и от Износок до Ферзиково – его ценят как высококлассного специалиста.  Он имеет ведомственные почетные грамоты и благодарности, как и положено добросовестному и ответственному работнику, а в прошлом году получил знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет».

В семье Бариновых двое детей и четверо внуков. 

Время собирать камни

После работы он любит проводить время на дачном участке, здесь же, на Тихоновке.

– Сажать особо не люблю, если только деревья или розы. По огородным делам у меня жена мастер. А я сделал зону отдыха из камней и все время придумываю в этом направлении что-то новое. Могу похвалиться.

Андрей Валентинович показывает фотографии, и сразу становится ясно: его рукотворное чудо на десяти сотках в Тихоновой Пустыни – настоящий дзен-сад из камней разных видов и размеров, цветов, водных сооружений, мха и песка, идеально подходящий для медитации.

Откуда такая любовь к камням, он не может ответить.

– Все началось с пяти случайно найденных камней, из которых я сделал горку. Постепенно всерьез этим увлекся. Как говорят, время разбрасывать камни и время их собирать. Наверное, пришло мое время камни собирать.

 

Его увлечению уже почти 15 лет. Сейчас к Бариновым в гости семейные пары приходить… опасаются. Вернее, женщины очень любят посмотреть, что же там новенького устроил на своем уникальном участке Андрей, но потом начинают мужей подначивать: давай-ка и ты что-нибудь подобное сделай.

Но в обустройстве такого сада правильных способов не существует. Главное –  проявить творческое начало и делать с душой и фантазией.

Ольга КОНОВАЛОВА

Фото Антона Забродского и из личного архива семьи Бариновых