Три Спаса

О вреде и пользе обычаев празднования полюбившихся христианам летних праздников

14, 19 и 29 августа в храмах совершается освящение плодов нового урожая. В народном календаре эти дни называются Спасами. Что это за обычай, откуда он пошел и о каких событиях вспоминает в эти дни Церковь, рассказал клирик храма святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги в городе Обнинске, преподаватель Калужской духовной семинарии протоиерей отец Сергий Балахонов.

– Наступил Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием так называемых «трёх Спасов». Многие верят в самые разные суеверия, связанные с ними, и следуют народным традициям. Хотелось бы с вашей помощью внести ясность: откуда появились эти традиции и что на самом деле мы празднуем в эти дни?

– Прежде всего хочется объяснить значение слова «Спас». Это сокращение от слова «Спаситель», то есть Господь наш Иисус Христос. Три праздника, которые мы отмечаем в августе, действительно посвящены Ему. Первый – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Мы отмечаем его 14 августа. Именно с этого дня начинается двухнедельный Успенский пост.

В народе этот праздник также называют Медовым Спасом. Он был установлен ещё в Византии, когда Древо Креста Господня выносили для того, чтобы люди могли ему поклониться. Этот древний церковный праздник совпадал с периодом окончания сбора урожая меда. В результате праздник любимого народом лакомства прочно соединился с православным праздником. И сейчас мы, как и наши предки, отмечаем Медовый Спас в храме, освящая мед и прикладываясь к Кресту Господню. Следующим праздником православные отмечают Яблочный Спас. Он приходится на 19 августа.

В этот день Церковь вспоминает события Преображения Господня на горе Фавор. Конечно же, прямого отношения ни к яблокам, ни к другим фруктам и овощам здесь тоже никакого нет. Как и мёд, яблоки просто созревают к этому времени.

И, наконец, Ореховый Спас, который отмечается 29 августа. Этот праздник связан с образом Нерукотворного Спаса. По преданию, Христос подарил изображение своего лика царю Эдессы Авгарю. Образ сам проявился на полотенце, которым Спаситель отер Свое Лицо после умывания. В X веке образ перенесли из Эдессы, находившейся в недружественном исламском окружении, в Константинополь. Как видите, об орехах здесь тоже нет никакого упоминания.

– Но зачем всё-таки придумали эти «продуктовые» названия? Зачем вообще нести что-то в храм и освящать, если это совершенно не связано с сутью праздников?

– С самых ранних времён жизни человечества было принято приносить Богу плоды своего земного труда. Об этом мы можем узнать из Ветхого Завета:  и Каин, и Авель приносили жертвы Богу, и в скинию Моисея было принято приносить первый урожай.

В этом действии проявляется благодарность Творцу за то, что он помог, дал силы вырастить и собрать хороший урожай. Постепенно этот обычай перешёл в Новый Завет, отголоски его мы наблюдаем и в наши дни через освящение в храме яблок, мёда, орехов и других яств. Кстати, вовсе не обязательно на Яблочный Спас приносить в храм только яблоки. Вполне можно принести другие фрукты. Например, в Греции яблоки не освящают, вместо них люди приносят виноград. А в нашем храме мы освящаем ещё арбуз, дыню и другие фрукты. Чтобы освятить эти продукты, на самом деле даже не обязательно ждать Преображения. Я знаю, что в южных регионах, например на Кубани, некоторые плоды освящают гораздо раньше, так как они там быстрее созревают. До Яблочного Спаса они просто не доживут. Так что ничего сакрального ни в самих продуктах, ни в датах и числах нет. Повторюсь, принесение в храм плодов и окропление их святой водой – просто благодарность Господу. К тому же мы в этот момент молимся не о самих продуктах, а о людях, которые их принесли.

Я думаю, это хорошая, добрая традиция. Плохо получается, когда Преображение становится  для людей просто днём яблок, когда забывается истинная суть, а церковные праздники окутываются паутиной суеверий.

– Давайте поговорим об этом подробнее. Многие, например, уверены, что мёд, освящённый на Медовый Спас, обладает целительной силой.

– Мёд сам по себе продукт полезный и хорошо помогает при простуде. Для этого его освящать необязательно. В храме при освящении мёда мы, конечно, молимся, чтобы Господь даровал здравие и крепость людям, принёсшим и вкушающим его, но чудесное исцеление от всех болезней вовсе не гарантировано. Вообще, каждому даётся по его вере.

Что касается прочих суеверий – лучше всего не забивать ими голову. Огрызки от освящённых яблок и скорлупу от орехов выбрасывать в общее ведро, а сами яблоки можно спокойно есть до Преображения. Поверье, что якобы греховно их есть до Яблочного Спаса, пошло с древних времён из применения древнего монастырского обычая к современной жизни. В монастырях, где монахи все вместе собирали плоды в определенное время, совершалось их освящение, и они предлагались к общей трапезе. А делать это раньше всех в одиночку считалось грехом, тайноядением. В наше время в этом монастырском обычае просто нет никакого смысла.

– Вы уже вкратце затронули историю праздника Преображения Господня. Он входит в число главных 12 церковных праздников, в отличие от двух других Спасов.  Скажите, почему это событие особенно выделяется? В чём его значение для христиан?

– Преображение – особое событие в жизни Господа. На горе Фавор Иисус Христос просиял Божественным светом и показал своим ученикам, что Он действительно Сын Божий. Как сказал святитель Григорий Палама, не Он изменился в этот момент, а  по действию благодати изменились очи апостолов, которые смогли узреть Господа в фаворском свете, а вместе с Ним пророков Моисея и Илию. Хронологически это событие произошло незадолго до Пасхи, то есть зимой или ранней весной.

– Почему же тогда мы отмечаем это событие летом?

– По одной из версий, установление праздника Преображения именно 19 августа было в противовес языческому празднику, связанному со сбором урожая. Такая христианизация характерна для многих языческих праздников.

– Мы с вами разобрались, что освящение плодов и мёда – хороший народный обычай, но к православным праздникам напрямую не относящийся. Как же нам, современным христианам, понимающим суть этих традиций, знающим, что корни уходят в язычество, гармонично сочетать эту народную составляющую праздников и истинный их религиозный смысл? Как не вернуться в язычество, от которого наши предки когда-то старательно пытались уйти?

– В первую очередь надо знать историю каждого из церковных праздников, понимать их значение. На первом месте для нас всегда должно быть святое Евангелие, а яблоки, орехи, мёд – это вещи второстепенные и, по большому счёту, не важные. Приносить их в храм, освящать, вкушать – это хорошо, но не надо придавать этому значения больше, чем нужно. Есть много вещей, которые по своей сути не является греховными, но всё зависит от того, какой смысл мы им придаём. Чтобы не плодить заблуждений, по мере сил  священнослужители должны разъяснять прихожанам значение того, что делается в церкви. Если каждый христианин будет к этим вопросам относиться осознанно, думаю, в язычество мы не вернёмся.

– Что вы пожелаете всем нам в связи с наступившим Успенским постом?

– Успенский пост короткий, длится всего две недели. Хочу пожелать всем, кто ещё ни разу не упражнялся в воздержании, попробовать начать с этого недолгого поста. Также хочется увидеть в эти праздничные дни как можно больше людей в калужских храмах. И чтобы для нас в первую очередь праздники были ознаменованы исповедью, причастием, воспоминанием церковной истории, а уже потом – вкусными яблоками и мёдом.

 

Беседовала Екатерина СЕМЁНОВА

Фото Антона Забродского, Екатерины Комаровой и с официального сайта храма святых равноапостольных Владимира и Ольги города Обнинска