Музыкальная палитра

О новом концертном сезоне рассказывает директор Дома музыки Маргарита Кулаева

В сентябре состоится XVIII фестиваль искусств «Калужская осень». Слушателей ждет обширная и разнообразная программа: премьеры и новые имена, современная классика и рок-хиты, хоровая и инструментальная музыка.

Месса и «Контрапункты»

Это уже традиция – открывать фестиваль большой премьерой. 5 сентября в Доме музыки в исполнении Муниципального камерного хора прозвучит Missa Latina Бобби Фишера. Произведение написано в 2017 году. В католическую мессу автор вплетает ритмы танго и латиноамериканские мотивы.

– В Доме музыки уже звучали «Креольская месса» Ариэля Рамиреса, «Маленькая джазовая месса» Боба Чилкотта,«Реквием» Владимира Мартынова, Stabat Mater Карла Дженкинса, – рассказывает Маргарита Кулаева. – Что касается латиноамериканской темы, то в нашем хоре она началась давно, с песни Prende la Vela, которая долгое время была визитной карточкой коллектива. Для публики это яркая зажигательная музыка, а для нас – новый опыт, абсолютно другое обращение к звуку, ритму, тексту.

Осенью хор готовит программу к 110-летию Серафима Туликова, а затем нас ждет Stabat Mater Франсиса Пуленка.

За роялем Александр Лукашов.

Чуть больше года назад в Доме музыки появились один за другим два проекта – «Контрапункты» и просветительская «Школа современного слушателя».

– В цикле «Контрапункты» мы изучаем сами и предлагаем к осмыслению нашим слушателям современную академическую музыку. Нам очень интересно сопоставлять современный музыкальный язык с традиционным классическим. Такова и новая программа «Времена и годы», которую мы представим на фестивале «Калужская осень» 11 сентября. В «Школе современного слушателя» мы предваряем концерты вступительными беседами, даем важные для понимания произведений сведения, сообщаем интересные факты о композиторах.

Театр и кино

«Театр КУ» представит на фестивале прекрасный ностальгический спектакль «Тайна оранжевой тыквы». Взрослые вспомнят детство, а дети поймут что-то важное о старшем поколении. И потом им будет о чем поговорить.

Два года назад настоящей сенсацией стал показ в рамках кинофестиваля «Циолковский» фильма «Солярис» в сопровождении органа, вибрафона и перкуссии. Артисты Дома музыки Виктория Тантлевская и Александр Власов проделали огромную, сложную, но интересную работу. В нынешнем году калужане увидели немой черно-белый фильм «Аэлита» в сопровождении тапера – так, как это могло бы быть 100 лет назад. Совсем скоро нас ждет еще один интересный эксперимент из области кино и музыки – музыкальный кинопоказ.

Репетиция струнного квартета.

– В прошлом году исполнилось 120 лет со дня рождения Арама Хачатуряна, – рассказывает Маргарита Кулаева. – По статистике ЮНЕСКО, это самый исполняемый композитор: каждые две минуты где-то в мире звучит его «Танец с саблями». К юбилею кинокомпания PartnerFilm при содействии дома-музея композитора сняла документальный фильм. Увидеть кинокартину и пообщаться с ее авторами можно будет на нашем фестивале. Но разговор о композиторе невозможен без его музыки. В первом отделении прозвучат произведения Арама Хачатуряна в исполнении Муниципального камерного оркестра под управлением маэстро Александра Левина.

Лицом к Востоку

Завершит фестиваль программа «Сны Миядзаки» – мелодии из мультфильмов знаменитого японского мультипликатора в исполнении проекта Classica Plus и певицы Алисы Тен, «девушки с волшебным голосом». Билеты раскупили за полтора месяца до концерта.

Калужан ждет также встреча с молодым китайским пианистом Юнь Сюйхуа.

– Для меня было открытием, что в Китае учатся играть на фортепиано более 60 миллионов детей. В конце прошлого века у них даже появилось понятие pianocraze – повальное увлечение фортепиано. Самые талантливые едут учиться в лучшие школы мира, то есть в Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории, как наш гость. У него роскошная программа, которая у нас редко исполняется, в том числе произведения Гранадоса и Стравинского.

Серию концертов фортепианной музыки в ноябре продолжит швейцарский пианист с русскими корнями Борис Спасский. Он исполнит четыре сонаты Людвига ван Бетховена.

– Сейчас в мире и в крупных городах нашей страны растет интерес к классической музыке, – говорит Маргарита Кулаева. – Очень хочется, чтобы она стала более востребованной и у нас. Мы стремимся дать нашему слушателю наиболее полную палитру того, что сейчас происходит в музыкальном мире, представить совершенно разные жанры и направления, в том числе большие серьезные классические произведения, современную академическую музыку.

Классики и современники

В программе «Времена и годы» участвует московский режиссер, драматург, импровизатор Дмитрий Минчёнок. Его оригинальный авторский жанр – stand-up драма, моноспектакль, построенный на импровизации. Совместно с калужскими музыкантами Дмитрий разрабатывал концепцию и драматургию программы. Подробности мы узнали у самих музыкантов.

– Мы «столкнем» между собой классическую музыку, посвященную временам года – произведения Вивальди, Чайковского, Пьяццоллы, Алькана, с ультрасовременной музыкой, – рассказывает пианист и музыковед, автор и ведущий «Школы современного слушателя» Александр Лукашов. – Например, в «весеннем» блоке прозвучит сочинение «Цветущий жасмин» Георгса Пелециса – современного композитора, представителя течения «новой простоты». Цикл для струнного квартета Настасьи Хрущевой посвящен Рождеству. Автор, несмотря на молодой возраст, – профессор Санкт-Петербургской консерватории. Сербско-американский композитор Александра Вребалова – настоящая мировая звезда. Струнный квартет исполнит ее сочинение «Моя пустыня, моя роза».

Тему времен года авторы программы предлагают трактовать широко – это и исторические эпохи, и периоды жизни человека. На сцену выйдут разные исполнительские составы, прозвучат совершенно разноплановые произведения, но все это будет единым целым.

– Эта программа наполнена импровизацией, – говорит виолончелист Михаил Грибков. – В «Рождественских песнях» Настасьи Хрущевой, в «Розе» Александры Вребаловой и даже у Астора Пьяццоллы есть фрагменты, построенные на импровизации: автор дает направление, а исполнитель может трактовать его по-разному, менять звучание и ритм, характер темы. Для нас, классических музыкантов, это довольно непривычно, но очень интересно.

В этом сезоне Дом музыки запустил две программы концертных абонементов: «Органные вечера» и «От классики до рока». В планах – абонемент для детей и родителей «Я с мамой на концерт». На концерты, выставки, спектакли Дома музыки можно приобрести билеты по Пушкинской карте.

 

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото Антона Забродского