Наш собеседник – Надежда Майор, воспитатель детского сада № 88 «Алые паруса»
В дошкольном учреждении она работает уже 2,5 года. Её профессиональный выбор – прекрасный пример того, как стечение обстоятельств может привести тебя в нужное время и в нужное место.
МНЕ ЭТО ПОДХОДИТ
– После девятого класса нужно было выбирать профильные предметы, а я не понимала, куда мне идти, что делать. И тут мама говорит: подожди, есть же колледж, давай попробуем туда. Там можно учиться на воспитателя или на учителя физкультуры. Со школьниками я побоялась работать: переходный возраст, опять же старшеклассники, с которыми у меня небольшая разница в возрасте. А если трудиться не по профессии… зачем тогда ее получать? – рассуждает Надежда.
Она стала воспитателем, и очень рада, что сделала такой выбор.
– Мне нравится работать с детьми. В саду очень разноплановая деятельность – не только занятия, но и решение конфликтных ситуаций, другие задачи. Есть активное время, когда мы с детьми куда-то идем, что-то ищем, бегаем, прыгаем, есть и более спокойная работа. Для моего характера и темперамента это подходит. Я ни о чем не жалею, действительно на своем месте.
Надежда устроилась в детский сад, где проходила практику, за несколько месяцев до получения диплома. Её порекомендовали и педагог, который вел практику, и воспитатели, у которых она её проходила.
Наша героиня окончила Калужский индустриально-педагогический колледж, сейчас заочно получает высшее образование в институте педагогики КГУ по профилю «логопедия». Считает, что навыки логопеда пригодятся ей в любом случае, как в работе воспитателя, так и со своими детьми.
ПОМОГУТ И ПОДСКАЖУТ
Когда речь зашла о том, кого она могла бы назвать своим учителем в профессии, определиться с ответом нашей героине было непросто. Конечно, это и преподаватели в колледже, которые умеют влюбить в профессию, и педагоги, которые вели практику. Разумеется, и нынешние коллеги, которые всегда помогут и подскажут, дадут совет и не только по рабочим вопросам.
– Когда начинается практика, с таким волнением и даже страхом идешь и думаешь: а что я буду там делать? А как мне представиться? А так будет или не так? Они рассказывают, помогают. Ну и, наверное, очень сильно на меня повлияла методист Мария Петровна Чихарова, которая сейчас, к сожалению, уже на пенсии. Это невероятный человек, когда я готовилась к конкурсу, она так за меня переживала, мне кажется, больше, чем я сама. И поддерживала, и помогала.
ТАКИЕ, КАКИЕ ЕСТЬ
Надежда Майор занимается с ребятами младшего и среднего дошкольного возраста – 3–4 и 4–5 лет. Страха работать с детьми, как у некоторых вступающих на педагогическое поприще, у неё нет, ведь в своей семье она старшая из четырех сестер, причем с младшими двойняшками разница в 12,5 года, они учатся в четвертом классе. Надежда с 12 лет помогала маме с ними управляться, поэтому работа с детьми ей дается легко.
Дошколята активные, шустрые, непоседливые. Им все интересно, они очень любят, когда им уделяют внимание. Надежда Анатольевна считает, что ребятам важнее даже не сами занятия, а то, что с ними вместе взрослый человек что-то делает. Иногда в семье этого не хватает.
– Если я возьму любую, даже не самую интересную, игру, они обязательно будут сидеть рядом и что-то делать, запоминать. Конечно, гаджеты сейчас большая проблема, от них и внимание, и память страдают. Но я бы не сказала, что в этом возрасте это не подлежит корректировке. Они очень пластичные, я это знаю. И потом: дома они бывают одни, а в детском саду другие.
Надежда Майор считает, что самое главное в работе с маленькими детьми – моментальная отдача. Кроме того, всегда приятно думать, что ты что-то дал ребенку.
– Когда в беседе с родителями он вспоминает, что мы делали днем, и говорит:
«А вот мне Надежда Анатольевна сказала…» или «А мы сегодня узнали…», или «А представляешь…» – это очень приятно. Они настолько эмоционально открытые, не пытаются казаться теми, кем не являются. Они такие, какие есть.
НЕОБХОДИМА ГИБКОСТЬ
В любом деле есть свой учебник. Там черным по белому, четко и ясно прописано, какими качествами должен обладать тот или иной профессионал, что он должен знать и уметь. Но как преломляются эти выверенные формулировки на практике? Каким должен быть воспитатель? Надежда Анатольевна считает, что одно из важных качеств личности дошкольного работника – гибкость.
– Все дети разные, нужно найти подход к каждому. Одного нужно обнять, чтобы он маму отпустил, а другому сказать – пойдем к окошку, и он сразу успокаивается. Дети чувствуют доброту, все эмоции, которые мы транслируем.
«ТЫ СПРАВИШЬСЯ, ДАВАЙ»
В 2024 году Надежда Майор стала лауреатом городского конкурса «Воспитатель года». Она говорит, что ставила задачу дойти до финала и попробовать пройти все испытания.
– Год назад ко мне пришла методист и сказала: «Мы считаем, ты справишься, давай». Я сначала подумала: идти на уровень города, там педагоги с огромным опытом… У меня мандраж был.
А когда началась работа, то уже не думала, получится или не получится. Писала конспект, готовилась к занятию, заполняла портфолио, готовила видео, репетировала с детьми.
– У меня была тема «Развитие элементарных математических представлений через сказку». Мы делали красивую книжку, на каждой странице встречался герой какой-то сказки, которому была необходима помощь. Например, Колобок, который не мог катиться, потому что он был квадратный. Мы выясняли, что такое квадрат, что у него есть уголочки, и помогали Колобку стать круглым. Детям очень понравилось.
С этим занятием был связан ещё один интересный эпизод. Конкурсное испытание педагоги проходят не со своими детьми, а в другом детсаду, с чужой группой. С дошколятами, конечно, предварительно знакомятся, объясняют, что будут делать на занятии.
– И вот я с детьми поговорила, они поняли, что я не страшная и со мной можно общаться. Когда воспитатель со второй частью группы ушла на музыкальное занятие, мне оставили 10–15 человек. Зашли члены комиссии, с ними оператор. Дети испугались, сразу ко мне пришли обниматься. Члены жюри это оценили: «Они вас вообще не знают, а уже обнимают». Я объяснила детям, что у нас на занятии вот эти тёти посидят, а камера у дяди совсем не страшная. Они успокоились, и мы провели занятие.
Наша газета выходит накануне профессионального праздника педагогов-дошкольников, поэтому я спросила Надежду Анатольевну, что она хотела бы пожелать коллегам в этот праздничный день.
– Наверное, банально звучит, но терпения, это важно во всех сферах жизни, обязательно здоровья и, конечно, верить в себя и делать то, к чему лежит душа, что приносит удовольствие.
Дарья ЛЕОНТЬЕВА
Фото из архива Надежды Майор