Валентина Ивановна Бородич посвятила педагогической работе 34 года
В июле она отметила 90-летие. Жизненный путь ветерана труда, отличника народного просвещения был непростым, но прямым и светлым: работа в школе и детском саду, активная общественная деятельность, хорошая дружная семья. Наверное, из всего этого и состоит счастье.
Отец Валентины Ивановны работал в лесничестве, мама занималась домашним хозяйством. Просторный деревянный дом, где жила семья, находился в лесу, в полукилометре от деревни Секиотово. Три дочери росли на просторе, знали в лесу каждую травинку и каждый камешек. С раннего возраста привыкали к труду – у каждой были свои домашние обязанности. Семья жила небогато, но выручало приусадебное хозяйство.
Отец прошел две войны. Во время советско-финской был тяжело ранен, в Великую Отечественную трудился на военном производстве под Наро-Фоминском.
– Мама с нами осталась дома. Каждый вечер она стреляла из папиного ружья по верхушкам деревьев, чтобы лихие люди, которых тогда было немало, знали – здесь могут за себя постоять, – вспоминает Валентина Ивановна.
«Хочу быть учительницей!»
Валя поступила в первый класс семилетней школы в Колюпаново. Путь до школы был неблизкий – два с половиной километра по опушке леса, через поле, овраг. Учебников не хватало. Мама с большим трудом нашла на рынке и купила дочке старенькую книжку для ликбезов – по ней Валя училась читать.
– У нас были прекрасные учителя – молодые, интересные, грамотные. А еще они красиво одевались, ходили всегда на каблучках. Однажды после дождя я написала на тропинке прутиком: «Я хочу быть учительницей!». И не заметила, как подошла моя учительница. Она сказала: «Конечно, будешь, Валечка, только старайся учиться получше!» О своем выборе я ни разу не пожалела.
Окончив десятилетку в Калуге, Валентина поступила в педагогическое училище, где получила профессию учителя начальных классов.
Семья педагогов
Валентина Ивановна начинала трудовой путь в Верховской семилетней школе. Молодая учительница включилась в комсомольскую и пионерскую работу, вошла в бюро райкома комсомола. Вместе с учениками выезжала на смотры и конкурсы – жизнь кипела.
Летом Валентина Ивановна работала старшей пионерской вожатой в межсовхозном пионерлагере в деревне Желыбино. На другом берегу Оки находился Воротынский аэродром, и ребята попросили организовать для них экскурсию.
– Я отправилась к начальнику аэродрома, но его на месте не оказалось. За старшего был сержант, который спал после ночного дежурства. Я попросила часового его разбудить: не зря же проделала такой путь. Этот молодой сержант стал потом моим мужем. Мы прожили вместе больше полувека.
Григорий Григорьевич Бородич тоже был учителем. В школе успел проработать две недели, а потом его призвали на срочную службу. Родом он был из Витебской области, в детстве пережил страшные четыре года в оккупации. После демобилизации Григория Григорьевича назначили директором средней школы в Мстихино, а Валентина Ивановна работала там же учителем начальных классов. Позже супруги переехали в Григоровку, где глава семьи проработал директором школы больше 12 лет.
– Ребята у нас были хорошие, способные. Многие сделались прекрасными специалистами, заняли руководящие должности. Моя ученица Татьяна Козлякова была необыкновенно одарена математически. Она стала прекрасным учителем, завучем, посвятила профессии всю жизнь. У нее учились уже мои дети.
Жили с двумя детьми в маленькой комнатке при школе, потом получили квартиру в новом доме на Северном. Григорий Григорьевич возглавил школу № 35. Валентина Ивановна стала заведующей детского сада «Ручеек», а в 1976 году ее заботам поручили новый, только что построенный садик в Канищево.
– Детский сад и школа были рядом, утром мы вместе шли на работу, – вспоминает Валентина Ивановна. – Школа взяла шефство над садиком. Григорий Григорьевич своими руками сажал на территории яблони, и его ученики всегда нам помогали.
Дома каждый день были «педсоветы»: часто обсуждали проблемы неблагополучных семей, думали, как им помочь. В основе работы педагога должна быть любовь к ребенку. «Прежде чем поставить двойку, надо подумать много раз», – всегда говорил Григорий Григорьевич.
Детский сад с нуля
Канищевский детский сад Валентина Ивановна называет своим детищем: она готовила его к открытию, формировала педагогический коллектив, налаживала рабочие процессы. Сад стал образцовым. На его базе проводились методические объединения, проходили практику студенты дошкольного отделения Московского педагогического института. Руководство района нередко приводило на экскурсию в сад высоких гостей.
Но главное – педагоги работали дружно и увлеченно, им удавалось создать для детей прекрасную развивающую среду. В садике был даже ансамбль народных инструментов! На прогулке дети во главе с музыкальным руководителем могли устроить импровизированный мини-концерт для сельских тружеников.
Валентина Ивановна всегда активно занималась общественной работой. По линии гороно работала общественным инспектором по дошкольному воспитанию, 15 лет была председателем товарищеского суда Ольговского сельского совета, возглавляла родительский комитет школы № 29, где учились дочери. К каждому делу подходила ответственно, не жалея времени и сил.
Новая жизнь
В 1989 году Валентина Ивановна вышла на заслуженный отдых. Помогала растить и воспитывать внуков, с энтузиазмом занялась садом и огородом. При скромных зарплатах педагогов своя картошка, овощи, ягоды всегда были хорошим подспорьем, а в 90-е без них и вовсе было не выжить. Выращивала Валентина Ивановна и прекрасные цветы, на которые засматривались все соседи.
Для дочерей родительский дом всегда был и остается местом притяжения. У Валентины Ивановны трое взрослых внуков и четверо правнуков. На ее 90-летнем юбилее встретились четыре поколения замечательной дружной семьи.
– Сейчас, когда муж ушел в мир иной, дети держат меня под крылом, – говорит Валентина Ивановна. – У меня прекрасные дочери, внимательные и заботливые зятья, которые во всем готовы помочь, не дожидаясь просьбы. Такие отношения – это счастье.
День учителя всегда был в семье особым праздником. Своим коллегам Валентина Ивановна желает здоровья и благополучия, творческого отношения к работе, и надеется, что в школах будет больше молодых педагогов и учителей-мужчин.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото пресс-службы Городской Думы и из архива В. И. Бородич
Бородич Григорий Григорьевич УЧИТЕЛЬ,ЧЕЛОВЕК (все буквы заглавные). Встретил Григория Григорьевича в сельском совете, он работал председателем. Поздравил его с новым местом работы. В ответ услышал такие слова ,, Не мое, здесь нет детей,, Прошло сорок лет, его слова и грустные глаза не забуду.