Надёжнее зарубежных

На «Калужском двигателе» освоили производство газотурбинных электростанций. И, что самое главное, все комплектующие – их собственные, разработанные, сконструированные и сделанные руками заводчан

Убедиться в этом и увидеть своими глазами, как появляются на свет уникальные ГТЭС разной мощности – от литья заготовок, производства деталей ювелирной точности до сборки агрегатов – смогли столичные и местные журналисты во время познавательного пресс-тура по «КАДВИ».

ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ РАСТЁТ

– Название нашего завода говорит само за себя. Мы занимаемся производством и одновременно ремонтом газотурбинных двигателей для армии. А несколько лет назад начали делать газотурбинные электростанции для гражданских целей. И, как оказалось, это очень важное и перспективное направление сегодня востребовано, – ввел в курс дела журналистов генеральный директор ПАО «Калужский двигатель» Евгений Галынский. – Поставки двигательных агрегатов для микротурбинных установок от производителей Европы, США и Японии в настоящий момент находятся под эмбарго. При этом, по нашим оценкам, в ближайшие годы будет необходимо заменять выработавшие ресурс агрегаты на работающих электростанциях – потребности рынка ежегодно составляют от 30 до 40 подпадающих под модернизацию электростанций. Кроме того, микротурбинные электростанции мощностью от 100 до 800 кВт могут быть использованы как привод других вращающихся механизмов, используемых в химической, нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической и других отраслях.

Портфель заказов растет. К 2025 году «КАДВИ» планирует занять до 60 % российского рынка микротурбинных электростанций. Основные покупатели электростанций мощностью 100, 200 и 800 кВт – российские нефтегазодобывающие и нефтесервисные компании. Опытно-промышленные испытания оборудования электростанций проводили на месторождениях, принадлежащих компаниям «Лукойл-Пермь», «Русвьетпетро» и «Новатэк».

Электростанции предполагают всеядность. Многотопливность – одно из ключевых преимуществ двигателя. Он работает на всем, что горит: и на дизельном топливе, и на керосине, хоть на спирте. Можно использовать и газообразное топливо.

– Ресурс 25 тысяч часов преодолен, увеличен до  30 тысяч часов, в перспективе – до 35 тысяч часов. Далее по программе trade in может быть замена агрегата или капитальный ремонт на заводе, – отмечают машиностроители.

РАСШИРЯЕТСЯ  МОДЕЛЬНЫЙ РЯД

– Благодаря участию в производстве Федерального фонда развития промышленности (ФРП), мы увеличили выпуск не имеющих аналогов в России газотурбинных электростанций в 5,6 раза – до 28 единиц в год. Инвестиции в модернизацию производства составили 537 млн рублей, из которых 412 млн рублей предоставил ФРП в виде льготного займа по флагманской программе «Проекты развития», – приводит конкретные цифры Павел Гуров, главный технолог завода. – На эти средства завод закупил более 40 единиц оборудования для литейного цеха, кузнечного, цехов механической обработки.

Расширяется модельный ряд ГТЭС. Не так давно «Калужский двигатель» запустил опытно-промышленное производство новых газотурбинных электростанций номинальной мощностью 800 кВт. С января 2025 года завод должен производить по две в месяц.

– Наши электростанции используются не только в условиях Крайнего Севера, но и также при энергоснабжении строительных площадок, сельскохозяйственных предприятий, объектов сотовой связи в районах, не имеющих доступа к Единой энергосистеме России, – уточняет заместитель генерального директора по ГЭП Вадим Кувшинов. – Сегодня уже активно идет запрос от муниципалитетов, промышленных предприятий и ЖКХ. Примером служит сам завод, использующий собственные электростанции. Они оправдывают себя и по качеству, и по стоимости. При помощи таких установок мы создаем собственный энергетический центр. Это позволит сократить расходы на электроэнергию и повысить надежность энергоснабжения в моменты пикового потребления.

Сегодня «КАДВИ» вышел на новый уровень, полностью освоив весь цикл производства. ГТЭА, САУ, контейнеры, системы жизнеобеспечения и инженерные коммуникации – практически все компоненты и детали заводчане изготавливают на собственных производственных площадях. Локализация производства – важный стратегический шаг для дальнейшего развития предприятия.

ПРЕДПРИЯТИЕ МОЛОДЕЕТ

Еще недавно на «Калужском двигателе» работало чуть более полутора тысяч человек. За последнее время прирост численности составил более 3000! Сегодня на заводе трудятся около четырех с половиной тысяч специалистов разных профессий: литейщики, кузнецы, токари, сварщики, сборщики, операторы, инженеры…

– Мы работаем и с училищами, и со студентами МГТУ им. Баумана. К сожалению, по некоторым нашим профессиям невозможно найти специалистов. Операторов станков с программным управлением, слесарей-сборщиков и специалистов других специфических профессий обучаем прямо на территории завода. Мы с удовольствием приглашаем на работу кандидатов, не имеющих никакой профессии, но желающих ее получить. Привлекаем и тех, кто имеет базовую подготовку – станочную, слесарную. Для них осуществляем переобучение, –  поясняет Павел Гуров, главный технолог завода.

Средний возраст персонала «КАДВИ» сегодня составляет менее 50 лет. Чуть ли ни треть завода – молодежь до 35 лет.

Сердце электростанции – газотурбинный агрегат. Среди преимуществ двигателя собственной разработки –  возможность использования разных видов топлива (дизельное, керосин, сжиженный газ, а также природный и попутный газ) и смена вида топлива без остановки работы электростанции; быстрый (около 60 секунд) и надёжный запуск в суровых климатических условиях без предварительного прогрева; низкий расход смазочных масел и отсутствие охлаждающей жидкости; увеличенный межсервисный интервал.

Александр ФАЛАЛЕЕВ

Фото Антона Забродского