Как благое начинание – пожертвование в пользу калужан от купеческой фамилии – и его не менее благое продолжение получили конкретное воплощение в открытии городского музея
Дом на Плац-парадной
Речь пойдет о доме купцов Рыжичкиных, что находился на северной стороне Плац-парадной площади. Это второй слева двухэтажный каменный дом (ныне – пл. Старый Торг, 9). У Акима Андриановича было пятеро детей, и после смерти в 1898 году брата, Акима Акимовича, сестра Павла Акимовна, самая младшая в семье, составила завещание, согласно которому после её смерти дом со всем имуществом передавался городу с условием устройства в нём музея с красивым названием «На благое просвещение».
Волю завещательницы, Павлы Акимовны Рыжичкиной (1847–1912), стали приводить в исполнение ее душеприказчики – Григорий Разумовский, который в ту пору занимал пост городского головы, и Сергей Блистанов, гласный Калужской городской Думы.
В декабре 1913 года Калужское общество истории и древностей (КОИМК) предложило городской Думе содействие по устройству музея «На благое просвещение» имени Акима Рыжичкина. Из членов этого общества была образована комиссия, которая занялась формированием фондов и устройством музея. Ее возглавил надворный советник Клементий Моннерот-дю-Мен, ему помогали знакомые К. Э. Циолковского Василий и Александр Ассоновы, Николай Дмитриев, Федор Шахмагонов.
Музей был открыт 15 мая 1914 года. Начало ему положила дочь калужского купца Акима Рыжичкина Павла, отказав для этой цели по духовному завещанию свой двухэтажный каменный дом на Плац-парадной площади, движимое имущество и денежные средства.
В собрании музея были вещи Павлы Рыжичкиной – мебель, фарфор, книги, иконы. К ним была добавлена коллекция Михаила Местергази, насчитывающая 714 предметов, собранных им во время путешествия по Цейлону, Китаю и Японии. В коллекции Моннерот-дю-Мэна было 626 вещей: монеты, медали, раковины и много экспонатов из области зоологии и этнографии. В добавление к этому на средства завещательницы были приобретены разнообразные засушенные растения, чучела птиц и животных. Калужские садоводы передали во временное пользование музею коллекцию искусственных плодов. Далее собрание пополнялось за счёт дарений и приобретений.
«Делая население более сведущим, а, следовательно, и образованным»
Первым хранителем музея стал Михаил Местергази, а после его отъезда в Америку и участия в Первой мировой войне эту обязанность принял на себя Клементий Моннерот-дю-Мэн, выходец из смоленских дворян и потомок французских графов. Как отзывался о нем А. Чижевский, обладатель «необычайных по количеству и экзотике знаний, этот тщедушный низкорослый человек представлял собой передвижную энциклопедию истории города Калуги, и знания его в этой области были не только безграничными, но и глубокими».
Музей занимал четыре обширные комнаты, в которых были представлены 4123 предмета. Экспозиция состояла из следующих отделов: палеонтология и зоология (животные вымершие и ныне существующие); этнография (предметы обстановки и быта разных народов); история и археология, ботаника с минералогией. Позднее к ним присоединились фабрично-заводской и кустарный отделы, где экспонировались предметы, производимые в Калужском крае.
За первые 18 дней работы в музее побывали более пяти с половиной тысяч посетителей. Вход на экспозицию был бесплатным, финансировался за счет средств, выделяемых городской Думой, а также за счет выплат банковских процентов от завещанного на благое дело купеческого капитала.
В первые годы советской власти музей пополнялся предметами быта из национализированных имений и получил дополнительное определение к своему имени: городской естественно-исторический и этнографический.
В очерке Калужского городского музея «На благое просвещение» читаем: «В настоящее время, когда все, от малого до большого, так стремятся к знанию, провинциальные музеи приобретают важное значение… По Калужской губернии развито фабричное и отчасти горное дело, а также кустарные промыслы, а потому эти отделы должны получить свое развитие в будущем и привлечь пожертвования предметами по этим отраслям знаний. В Калуге почти совсем отсутствуют крупные пожертвования с просветительными целями, а потому музей имени А. А. Рыжичкина «На благое просвещение» сохранит навек память о его основательнице Павле Акимовне Рыжичкиной, которая угадала назревшую нужду губернии в таком образовательном учреждении. Несомненно, музей будет шириться, привлекать пожертвования не только от калужан, но и со стороны и приносить пользу местному краю, распространяя необходимые знания и делая население более сведущим, а, следовательно, и образованным».
В 1924 году музей «На благое просвещение» был объединен с Губернским историческим музеем, и появился Краеведческий музей, где и поныне хранятся эти коллекции. В 1914 году в одном из залов музея вместе с диковинными птицами и бабочками можно было увидеть гофрированную модель оболочки металлического дирижабля конструкции Циолковского. Очевидно, Константин Циолковский как почетный член общества изучения природы местного края передал модель на временное хранение к открытию музея.
Постановлением Городской Думы города Калуги от 14 ноября 2000 года меценат Павла Акимовна Рыжичкина стала почетным гражданином города Калуги.
Подготовила Ольга КОНОВАЛОВА
Использованы исследования Н. Гущиной и материалы, предоставленные Муниципальным архивом г. Калуги