Дорога в женских руках

О том, как калужанки, работающие в дорожной сфере, разрушают стереотипы

 Дорожная отрасль – сложная, казалось бы, подвластна исключительно мужской половине человечества. Однако в управлении городского хозяйства и в подведомственных УГХ организациях наравне с мужчинами трудятся умные, красивые, сильные женщины-специалисты, женщины-руководители, которые берут на себя большой объем работы, а главное – ответственность в принятии принципиальных решений, связанных с эксплуатацией и обслуживанием ее величества дороги.

 БЫТЬ АВТОРИТЕТОМ И ДОВЕРЯТЬ КОЛЛЕГАМ

В состав управления городского хозяйства входит комитет дорожного хозяйства. В комитете два отдела: отдел содержания улично-дорожной сети и отдел по безопасности дорожного движения.

В полномочия отдела по безопасности дорожного движения, которым руководит Татьяна Грехова, входят два жизненно важных направления: организация дорожного движения и организация движения общественного транспорта.

– Татьяна Михайловна, только перечисление задач, которые стоят перед вашим отделом, займет половину газетной полосы. Как вы оказались в этом беспокойномхозяйстве?

 – Тут, как я считаю, немалую роль сыграли мои родители. Не прямо, но косвенно точно (улыбается).Мама – учитель, и я пошла по ее стопам, поступив в педуниверситет на инженерно-педагогический факультет. Отец – милиционер, сотрудник ГАИ. И от него, видимо, у меня профессиональный подход к организации дорожного движения. А начинала яработать в муниципальном предприятии инженером по транспорту. Проработала там три года и в 2004-м перешла в управление городского хозяйства. Увидела объявление и сказала: это мое. За 14 лет от ведущего специалиста выросла до начальника отдела и вот уже восемь лет в этой должности.

– Организация дорожного движения – это сложный процесс, основанный на законодательстве. Тут необходимо строго придерживаться ГОСТов и ОСТов. Давайте начнем с расшифровки аббревиатур, которыми вы оперируете. Что такое технические средства ОДД?

 – А это все, что мы видим на дорогах, – знаки, светофоры, лежачие полицейские, дорожная разметка, проекция, освещающая пешеходные переходы, дорожные и пешеходные ограждения.

– Кто ими ведает?

– Два главных специалиста и один инспектор. Алексей Фролов – человек с большим опытом в организации дорожного движения, Виктория Хани Никита Никитин знают все про организацию движения транспорта и пешеходов в нашем городе и всегда готовы оказать помощь жителям в вопросах ОДД.Помогают им два подведомственных предприятия – МБУ «СМЭУ» и Центр ОДД МКУ «СЕЗГХ».МБУ «СМЭУ» ежедневно проводит мероприятия по содержанию технических средств ОДД. В случае износа они меняют знаки, содержат светофоры, ограждения.

Ежегодно они обслуживают 179 светофорных объектов, содержат в порядке более 4000 дорожных знаков – это замена в случае порчи, утраты светоотражающей способности, чистка, мойка… Ремонтируют более 1500 погонных метров пешеходных ограждений и более 100 кв. м искусственных неровностей. Также МБУ «СМЭУ» обновляет линии горизонтальной дорожной разметки, а это более 65000 кв. м.

Последние три года совместно с региональным министерством транспорта осваиваем интеллектуальную транспортную систему на светофорах. Сегодня уже 55 светофоров оснащены такой системой. Она делает их «умнее» и позволяет в режиме реального времени наблюдать за дорожной ситуацией на перекрестках, при необходимости регулировать работу светофоров.

Благодаря отделу по БДД, при поддержке Городского Головы и областного министерства транспорта в Калуге с 2020 года сталиустанавливать проекционное оборудование, дублирующее и освещающее разметку на пешеходных переходах.

— Как автомобилист, утверждаю  — это действительно очень эффектное нововведение! Есть статистика показателя работы этих людей?

– За 2023 год, по сравнению с 2021-м, наблюдается устойчивое снижение: мест концентрации ДТП– на 60 %, количества ДТП – 4 %, количества погибших – 53 %. Этот показатель является самым важным в их работе.

– Давайте теперь про общественный транспорт – это самая насущная тема горожан?

 – Не все знают, что в городе действует 77 муниципальных маршрутов, 11 троллейбусных и 66автобусных. Все районы города охвачены общественным транспортом. Ежедневно на маршруты выходит около 500 единиц техники (автобусы и троллейбусы). И ежегодно они перевозят более 35 миллионов пассажиров. Всем этим процессом управляют также два главных специалиста и один инспектор. Евгения Кувшинникова, Анна Теплова и Анастасия Сечкина днем и нередко ночью держат руку на пульсе, чтобы транспорт вовремя вышел на линию, корректируют при необходимости графики движения, контролируют его работу.

В Калуге весь транспорт оборудован системами ГЛОНАСС и АСОП (автоматизированная система оплаты проезда). Эти системы позволяют отслеживать работу и производить подсчет перевезенных пассажиров. Все получаемые данные обрабатываются, при необходимости вносятся изменения в схемы маршрутов и графики движения.

Совместно с перевозчиками и ГКУ «Центр информационных технологий» прорабатывается вопрос выведения данных ГЛОНАСС в единый информационный ресурс.

– Новый транспорт – это тоже плод вашей работы?

– Да. Участие в федеральных программах позволило обновить 40 % подвижного состава автобусов. Есть планы по обновлению парка троллейбусов.

За последние три года появились новые маршруты – до деревень Галкино, Доможирово, Косарево, Петрово, Некрасово. Ни одно обращение жителей не остается без внимания. Если дорожные условия соответствуют безопасности, транспорту быть!

Еще один сотрудник отдела– Екатерина Алексеева – помогает обеспечить наш город строительными материалами, лекарствами, топливом и многим другим. В ее обязанности входит согласование движения большегрузов и техники, перевозящей опасный груз по дорогам города. Ежемесячно она обрабатывает около 100 заявок. Если надо, подскажет, как лучше и безопаснее провезти груз. Но и, конечно, не даст транзитному транспорту проехать по городу, ведь у нас есть объездная автодорога.

Вот таким небольшим, но дружным коллективом мы стараемся сделать наш город лучше. Да, не все сразу получается. Многое, как ни банально звучит, зависит от финансирования. Но уже сейчас заметен рывок вперед.

 – Какими качествами, по-вашему, должен обладать руководитель?

– Нужно не только правильно построить работу в своем учреждении, но и доверять коллегам, а также самой быть авторитетным экспертом.

– А в быту, дома, что для вас главное?

– Уважение и взаимопонимание, которые тоже требуют серьезной работы.Я 26 лет в браке с самым лучшим мужчиной на свете, который меня поддерживает во всем. У нас две дочери. Старшей уже 25 лет, она самостоятельный человек, и теперь нередко дает мне умные советы. Младшей 12 лет, учится в школе № 18.

На стандартный вопрос о хобби Татьяна Михайловна ответила, что ее хобби– это ее работа. Конечно, она любит путешествовать, читать книги, посещать театры, музеи и другие культурно-развлекательные мероприятия, у нее дома есть два любимых кота, но большую часть жизни она отдает работе. Всю душу вкладывает в свое дело. Всегда, без исключений, старается помочь людям. Но, к сожалению, не все зависит от одного человека.

ДОСКОНАЛЬНО РАЗБИРАТЬСЯ ВО ВСЁМ

Отделом эксплуатации улично-дорожной сети комитета дорожного хозяйства руководит Вероника Кузьмина. В управлении городского хозяйства она работает 13 лет.

– Тут, прежде всего, приходят на ум ремонт и уборка городских дорог. Правильно понимаю?

– Не только. Это лишь часть, несомненно, большая, ночасть деятельности нашего отдела.

– Вероника Валентиновна, расскажите о тех, кто рядом с вами.

– В любое время года дорога требует заботы и ухода, а без грамотного планирования, которое обеспечивают Анна Еланская и Ангелина Бурыкина, не обойтись. Это опытные сотрудники, которые работают уже не первый год, и именно они непредвзято оценивают состояние городских дорог, планируют дорожные работы и прилагают все усилия, чтоб автомобилистам было комфортно передвигаться по городу.

Еще один сотрудник курирует направление ямочного ремонта дорог – это Рамиль Исмагилов. Он влился в коллектив недавно, но быстро освоился. Устраните яму, подсыпьте дорогу, сделайте что-нибудь! – это к нему.

Обеспечивают чистоту городских дорог Надежда Попченко и Юлия Титкина. В любое время года и практически круглосуточно они заставляют коммунальные службы оперативно и своевременно навести порядок на дорогах, убрать снег или мусор, отремонтировать остановки и лестницы.

За достоверность, открытость и исполнение поставленных задач отвечает Ольга Селиверстова. Ее работа заключается в стратегическом планировании дорожной деятельности, именно она разрабатывает муниципальную программу «Развитие транспортной системы»–госпрограммы остаются реальным инструментом управления развитием дорожного хозяйства.

Еще три сотрудника: Наталья Мурашова, Мария Федина и Влад Хлопенков помогают такому сложному сооружению, как дорога, существовать. Это и техническая инвентаризация, и кадастровый учет, обследование и диагностика дорог, работа ливневой сети, подготовка города к праздничным мероприятиям, содержание очистных сооружений и установка понтонного моста, содержание мостовых и гидротехнический сооружений, детских площадок.

– Вы действительно мечтали именно о такой непростой, ответственной и порой неблагодарной работе?

– Может быть, это звучит пафосно, но я пришла по зову сердца.

Мама работала в УГХ Октябрьского округа на аналогичной должности. Я всегда гордилась ей, так и говорила в школе: «Моя мама делает город лучше!»У меня с детского сада было понимание – нельзя сорить на улице, даже конфетную обертку надо кидать в мусорный ящик.

И как только появилась возможность, перешла сюда. Начинала с должности главного специалиста. Поработала на всех направлениях отдела, а они у нас очень разноплановые. Считаю, что начальник отдела должен досконально разбираться в каждом направлении. Любое задание сначала прорабатываю сама, а потом отдаю исполнителю. Только тогда могу требовать результат, когда все понимаю сама.

– В семье вы такая же строгая, как и на работе?

– С сыном – да, хотя ему уже 22 и он студент тульского политеха. По стопам мамы не пошел. Выбрал специальность «горный инженер». Романтик (улыбается).

– Муж разделяет ваше увлечение работой?

– Понимает. Он инженер в управляющей компании, так же обеспечивает жизнедеятельность населения города.

– В отделе вместе с вами 10 человек, в том числе восемь женщин. Почему женщин больше?

– Не только потому, что зарплаты у нас небольшие. Само название «городское хозяйство» соответствует статусу женщины – хозяйки в доме. Мы и относимся к городу как к дому, в котором должно быть чисто и уютно. Коллектив у нас достаточно молодой. Мой зам Анна Еланская в этой структуре работает дольше меня, пришла к нам из управления архитектуры и градостроительства. У остальных стаж по 4–5 лет.

– Свободное время как проводите?

– Мое увлечение гармонично вписывается в мою работу – дача. А зимой, точнее, с октября по май, времени не остается ни на что, кроме работы, практически круглосуточной– 24 на 7.

– Как относитесь к критике?

 – Философски. Если я знаю, что мы сделали все возможное, все, что в наших силах, то спокойно реагирую на недовольство иных горожан.

Все сотрудники – единая команда, не кабинетные работники, а люди, которые желают сделать наш город лучше, которые не остаются равнодушными ни к кому, непредвзято рассмотрят все обращения и обязательно будут стараться помочь.

ОСОБАЯ КАСТА

Муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление» (МБУ «СМЭУ») прежде было структурным подразделением ГИБДД и называлось «Калугаспецавтодор». С 2011 года ее передали муниципалитету. А уборкой, содержанием и ремонтом дорог управление начало заниматься с 1 января 2013.

– У нас 25 бригад. И мы с моими коллегами должны грамотно распределить на них все срочные и текущие работы, самые разные. Ремонт проезжей части, оборудование подходов к пешеходным переходам, механизированная и ручная уборка автомобильных дорог, тротуаров, съездов, сходов, ремонт остановок, покраска бордюров, окос травы, ямочный ремонт, оперативное реагирование, зимой вывоз снега – это все наших рук дело, – вводит в курс дел Светлана Прошкина, начальник участка по благоустройству, содержанию дорог и сооружений.

Свой путь в этой организации она начала в 2007-м мастером по ручной уборке. В 2019-м Светлана Владимировна была назначена начальником участка. В апреле 2022-го ее портрет появился на Доске почета «Трудовая слава Калужской области».

«Под ее руководством четко налажены уборка и содержание дорог, улиц и остановок общественного транспорта в Калуге как ручным, так и механизированным способом. Вверенный ей участок ежедневно выполняет муниципальное задание управления городского хозяйства города Калуги по содержанию территорий нашего города», – так о ней отзываются и подчиненные, и коллеги, и начальство.

– По первому образованию к дорожникам я не имею никакого отношения. Никогда не думала, что судьба так круто повернется, и я окажусь в дорожной сфере. После окончания профессионально-технического училища № 13 работала на швейной фабрике контролером ОТК. Когда «Калужанка» обанкротилась, мне едва исполнилось 25. В стране перестройка. Устроилась на кондитерско-макаронную фабрику, думала: уж пищевая-то промышленность должна твердо стоять на ногах. Увы. Кондитерка тоже вскоре приказала долго жить. И тогда муж, на тот момент старший мастер, (нынешнее СМЭУ называлось «Калугаспецавтодор») говорит: «Приходи к нам, есть свободная должность». Как раз в то время организация расширялась, нужны были кадры. Так я из девушки в беленьком халатике стала мастером по ручной уборке городских дорог. Сейчас я улыбаюсь, а тогда полгода, наверное, каждое утро просыпалась со слезами на глазах. Спасибо и мужу за поддержку, и бывшему директору Николаю Степановичу Пронину за наставления и учебу.

Когда работала мастером, для меня ничего зазорного не было самой взять метлу или лопату и вместе с рабочими включиться в процесс, а не просто стоять руки в брюки и командовать.

Пять лет уже я начальник участка. И город стал другим, и организация наша развивается. Никакого сравнения с тем, что было 10 лет назад.

Но все равно сложностей хватает. По-прежнему дефицит кадров, что сказывается на качестве уборки, и нехватка техники.

Руководить такой армией работников непросто. Бывают моменты, когда, как я говорю, необходимо быстро включить фонарь в голове и принять решение.

– Светлана Владимировна, как складывается ваш день?

– С вечера планирую работы по бригадам исходя из объективной ситуации, плана работ и жалоб горожан, заявок от Управы. Работать бригады начинают с пяти утра. И я в 6:30–7:00 объезжаю, контролирую – кто как вышел на работу, где какие возникли проблемы с техникой, погрузчиками. В 7:30 приезжаю на работу, меня встречают мои мастера. Распределяю их по объектам. Бригады работают с 5:00 до 17:00 два дня через два. Если не успели все запланированное в пятницу – доделывают в субботу. И так изо дня в день.

– Обидно, когда люди ругают за неубранные дороги?

– Обидно до слез, когда несправедливо. Посмотрите, что творится на проезжих частях – припаркованные машины чередой. Как в таких условиях можно убрать качественно, особенно зимой?. Это больная тема! Три-четыре КДМ-ки должны убирать елочкой, а они еле протискиваются одна за одной. О каком качестве может идти речь? Запаркованность улиц –наша главная головная боль.

Светлана Абрашина – ещё одна представительница прекрасного пола, прошедшая длинный путь работы в учреждении. Она пришла в СМЭО в январе 2013-го рядовым асфальтобетонщиком. Быстро освоилась. Инициативную, умеющую командовать мужчинами Абрашину уже через два года назначили дорожным мастером. Благодаря полученному опыту, пройденному обучению и руководящим навыкам в октябре 2021-го она стала ведущим специалистом-экспертом.

ГРАМОТНО

Добротные дороги и тротуары в областном центре – во многом заслуга дружной команды специалистов Муниципального казенного учреждения «Служба единого заказа городского хозяйства». Эту службу до недавнего времени возглавляла Татьяна Арен. Городской Голова Дмитрий Денисов год назад назначил ее заместителем начальника управления всего городского хозяйства. Арен стояла у истоков СЕЗГХ.

Главное в работе казенного учреждения – ремонт и содержание дорог, которые проводят подрядные организации – победители различных тендеров.

Ольга Голуб и Инна Гусева – главные специалисты отдела контрактной службы. Если коротко, их работа – обеспечивать подготовку документации для закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, готовить планы и графики закупок, от мелких до крупных, и размещать документацию в единой информационной системе.

– В отделе нас трое. Мы все делаем в электронной форме, – уточняет Ольга. – А когда пришла сюда работать десять лет назад, распечатывали кучи бумаг и носили в министерство конкурентной политики. Теперь все изменилось.

– Сегодня самые крупные заказы в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» – ремонт улицы Огарёва и площади Победы, – конкретизирует Инна. – А из мелких – на двести миллионов ямочные ремонты в рамках содержания дорог.

 – Вы выпускники финансового университета при правительстве РФ. Этих знаний хватает?

– Работа с контрактной системой для обеспечения государственных и муниципальных нужд требует дополнительного образования, профпереподготовки и постоянной учебы. Каждый год приходит очень много поправок к Федеральному закону № 44-ФЗ. Их надо постоянно внимательно  штудировать.

И В СРОК

 Екатерина Нинарова, главный специалист отдела ремонта дорог, можно сказать, потомственный строитель.

– И отец, и старшая сестра – строители, – рассказывает Екатерина. – И младший брат учится в строительном техникуме. Только мама у нас медик, работает в доме малютки. Но мы все пошли по стопам папы.

Отделение промышленного и гражданского строительства я окончила с красным дипломом, пошла работать и параллельно поступила в брянский вуз по той же специальности. В 2017-м по объявлению пришла сюда. Меня взяли на должность инженера отдела ремонта дорог. В 2019-м ушла в декрет. Сначала в один, потом во второй. И вернулась в 2023-м.

– Я контролирую на объектах качество выполнения ремонтных дорожных работ. Пропилить все стыки, выполнить проливку связующей эмульсией между асфальтом и основанием, проложить битумную ленту. Температура укладываемого асфальта должна строго соответствовать норме. Если за этим не смотреть, могут накосячить. За рабочими нужен глаз да глаз!

– Вы в субботу работали… 

– Всё зависит от подрядчика. Если сроки поджимают, то работаем и ночью, и в выходные. Предвижу ваш вопрос: устраивает ли меня такой график? Мне нравится моя работа. У нас замечательный коллектив. Это моя жизнь, и другой я себе не представляю.

Работники дорожного хозяйства, или, как их обычно называют в повседневной жизни, дорожники, – люди, которых можно отнести к особой касте. Ведь им приходится работать и днем, и ночью, при любой погоде, в дождь и в холод, в мороз и в жару, в любых полевых условиях. Несмотря на обилие различных специализированных машин, работа дорожника остается физически тяжелой. Эти люди, безусловно, заслуживают уважения.

 

Александр ФАЛАЛЕЕВ

Фото Антона Забродского