Как привить любовь к книге?

На этот и другие вопросы, касающиеся детского чтения, ответила директор областной детской библиотеки Наталия Разорёнова

– Современные дети читают, особенно дошкольники и младшие школьники, если родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок читал. В средней школе в основном читают по программе, но тут можно говорить и о загруженности детей. Старшие ребята ходят в библиотеку реже, но все равно ходят, у них свои интересы и предпочтения, – говорит Наталия Викторовна.

ЧТЕНИЕ С НУЛЯ

– У нас много читателей.

В библиотеке замечательный фонд. Мы работаем со школами, детскими садами, другими организациями, которые занимаются воспитанием детей. Ведем активную работу по привлечению к чтению, прививаем любовь к книге, потому что ребенок, который не пришел в библиотеку и не увидел это многообразие и которому дома книги тоже недоступны по каким-то причинам, не сможет любить книгу.

Нынешнее поколение родителей привлекает детей к чтению, они совсем ещё молодые, но уже понимают важность этого процесса. Есть книги и для совсем малышей, с ними можно купаться, засыпать. Есть книги, которые учат общаться с ребенком, воспитывать его. Это тоже важно. Мамы сами приходят в библиотеку и приводят своих детей, даже младенцев. Наша библиотека обслуживает с нуля. Есть детские библиотеки с ограничением от трех лет, у нас этого ограничения нет, комплектуем фонд в том числе книгами для самых маленьких. Давно работаем и с беременными женщинами. Ребенок в утробе слышит мамин голос, интонацию.

НУЖНО ОБЩЕСТВЕННОЕ ВНИМАНИЕ

– Книжная культура жива?

– Конечно, жива. Если сравнивать с периодом 70–80-х годов прошлого столетия, количество читающих резко уменьшилось. Но, когда общаешься с людьми, понимаешь, что тех, кто читает, действительно много. Наверное, в обществе меньше стали об этом говорить, например обсуждать книги. Но это возрождается. Считаю, что этой теме надо уделять больше общественного внимания, чтобы она звучала и с экранов телевизоров, и в интернете. Помните, был лозунг «Читать модно»?

Почему бывают большие проблемы в обучении детей, особенно маленьких? Потому что не читают, а это ведь и запоминание текста, и умение выражать свои мысли, грамотность, развитие фантазии. Если ребенок не прочитал или не представил себе то, что он прочитал, вряд ли он будет потом что-то придумывать.

Когда мы говорим, что у нас читают, нам говорят: «Да ладно, никто сейчас в библиотеку не ходит». Неправда, ходят. У нас в день две-три группы бывают – детские сады и школы. Мы постоянно проводим разные мероприятия, которые всегда связаны с книгой.

– В каких форматах вы работаете с детьми сегодня?

– В первую очередь мы комплектуем фонд. Часть книг дети могут взять домой, часть – прочитать здесь. Что касается мероприятий, у нас план на год по разным направлениям: патриотическое воспитание, экологическое, здоровый образ жизни. Но в первую очередь мы рассказываем детям о писателях, их творчестве. По школьной программе что-то берем, если преподаватели просят, готовим мероприятия. Используем разные формы работы: беседы, викторины, конкурсы, мастер-классы, квесты, игры.

Ещё у нас есть кружки, например «Читай-компания». Несколько дней в неделю ребята после школы могут прийти. Допустим, мы рассказываем им о Всемирном дне китов, обязательно подбираем книги, связанные с темой, и проводим мастер-класс. У нас уже несколько лет работает замечательная студия «Сказки и краски» под руководством Марины Ефименковой. Сначала мысль была такая: на фоне классической музыки дети слушают какую-то сказку, а потом рисуют героя или предмет из этой сказки. Темы самые разные. Кружок пользуется популярностью. Студия получилась семейная: с детьми приходят мамы, папы, бабушки, и все вместе рисуют. У нас профессиональный художник работает.

СТАРЫЕ НОВЫЕ АВТОРЫ

– У меня дома есть книги писателей, которые читали в детстве мои родители, потом их читала и я. Многие из них неизвестны нынешнему поколению, а жаль.

– Мы как раз работаем с этим, используем литературный календарь. Именно таких писателей берем и к юбилейным датам обязательно говорим о тех, кого читали наши бабушки, мамы, мы сами. Чтобы дети их знали, помнили и читали. Кто-то из них еще, конечно, не классик, но они ими станут, потому что написали замечательные произведения. Часто бывает, что мы проводим мероприятие, и ребята после него идут на абонемент и спрашивают именно эту книгу.

– Как вы знакомите детей с новыми авторами?

– Сегодня много детских премий, которые продвигают современных авторов. Мы покупаем книги этих писателей. Не секрет, что книги сейчас очень дорогие, и покупать столько, сколько хотелось бы, порой нереально. Молодые читающие родители находят их в интернете, приходят к нам, спрашивают, и очень радуются, что у нас есть эти книги.

На мероприятиях мы рассказываем детям и о книжных новинках.

«У НИХ ВСЁ БЫЛО ОЧЕНЬ СЛОЖНО»

– Я знаю, что вы с подшефным Первомайском наладили взаимодействие.

– Когда наши города стали побратимами, мы с коллегами связались с Первомайском, оказываем им методическую помощь. Встречались онлайн, проводили для них семинары, например по подростковой литературе, где рассказывали, какие есть современные авторы, которых можно рекомендовать подросткам для чтения. Они тогда только начинали комплектоваться, мы передавали им книги. У них всё было очень сложно. Современных русских авторов не было вообще, из классики –

единицы, полная разруха. Сейчас там сделали ремонт. Только недавно начали группы детей приводить, потому что опасно было. Сейчас фонд гораздо лучше, и деньги им выделены на комплектование.

Был такой замечательный проект Российской государственной детской библиотеки – они на библиобусе (библиотечном автобусе) выезжали в различные регионы и привозили детских известных писателей, психологов и иллюстраторов. У нас с ними был партнерский проект. Мы выезжали в Жуковский район, в санаторий «Воробьи», где размещались жители ЛНР с детьми, проводили для них мероприятия. Замечательно и здорово, когда детский писатель выступает перед детьми, особенно перед теми, которые русскую книгу не видели.

В прошлом году мы в «Звездном» проводили мероприятие для детей из Белгорода, в этом году ездили к курским детям.

– А как рассказать нашим детям о новых территориях, о жизни людей там? Это ведь важно.

– Книг о Донбассе, конечно, очень мало, для детей таких книг практически нет. Надеемся, что они появятся. Но мы рассказываем о писателях, которые родились на этой земле, приглашаем людей, которые могут об этом рассказать, из различных организаций, учреждений, сообществ. Мы работаем с Общественной палатой, избирательной комиссией, ветеранскими организациями. Недавно установили партнерские отношения с фондом «Защитники Отечества».

– Детям интересно?

– Они всегда задают вопросы. У нас была девочка, которая потом подошла и сказала: «Знаете, я вот сидела и представила, как страшно было им, как жили они и все равно продолжали учиться».

ШЕЛЕСТ СТРАНИЦ

– Не ждет ли нас в обозримом будущем отсутствие бумажных книг?

– Российская детская государственная библиотека, самая главная детская библиотека в стране, периодически проводит различные исследования. Можно сказать, что родители, совсем маленькие дети и ученики начальной школы предпочитают, конечно, печатную книгу. Дети среднего школьного возраста переходят на электронные носители. Но многие говорят, что печатная книга им ближе, упоминая о приятном шелесте страниц.

В Москве проходят книжные фестивали, там есть специальные секции детского книгоиздания. Люди приходят туда с чемоданами (!) и закупают детские книги. Бумажная книга остается востребованной.

И как говорят те, кто проводил исследования, в обозримом будущем книги издавать не перестанут.

 

Беседовала Дарья ЛЕОНТЬЕВА

Фото из архива Наталии Разорёновой и со страницы библиотеки «ВКонтакте»