На краю пропасти

«Помогать тем, кто просит о помощи, в разы легче, чем людям, которые отталкивают протянутую им руку», – говорят о своей работе врачи Калужского областного наркологического диспансера.

Как часто их пациенты, ослеплённые недугом, категорически не хотят лечиться, отказываются от любой медицинской помощи и сколько сил требуется врачам, чтобы направлять на правильный путь упрямых больных, объяснять, что они стоят на краю пропасти. О сложностях борьбы с наркозависимостью и о том, как организована помощь сложным пациентам, рассказал главный врач Игорь Горбачёв.

Кто в зоне риска

– Игорь Анатольевич, как вы оцениваете ситуацию с зависимыми от наркотиков в нашей области?

–  В регионе ситуация стабильная. Показатели заболеваемости ниже, чем по стране. Если мы рассмотрим конкретно нашу область, то, конечно, количество зависимых в Калуге будет больше, чем районах. Оно будет заметно выше и в Обнинске. Однако динамики роста заболевших мы не наблюдаем.

– Скажите, пожалуйста, как врач, что с медицинской точки зрения является основной причиной этой страшной болезни?

– Причин может быть множество: это и наследственная предрасположенность, и социальная среда, в которой человек живёт, и личностные качества. Чаще всего заболеванием страдают люди с девиантным поведением, ищущие приключений и риска. Но мы встречаем и зависимых из совершенно благополучных семей, с высшим образованием. Поэтому наркомании могут быть подвержены абсолютно разные категории граждан.
У каждого человека своя история, причина, по которой он пришёл к употреблению наркотиков. Когда пациент обращается к нам за медицинской помощью, по возможности мы стараемся подробно узнать, как он жил, когда впервые решил попробовать наркотик, что его на это толкнуло. Однако бывает и так, что человек сам уже не помнит, как и когда он стал наркоманом.

– Кто больше всего страдает от наркозависимости?

– Чаще болеют взрослые в возрасте от 20 до 35 лет. В подростковом возрасте бывают первые пробы наркотиков, но зависимыми люди становятся позже. Подавляющее большинство больных пробуют наркотики именно в юном возрасте. Ими движет интерес к новым эмоциям, либо предлагают в компании какие-то друзья, и они не могут отказать.

Можно помочь

– Вы сказали, что наркотики чаще  пробуют дети. Как нам, взрослым, оградить их от этого?

– Я считаю, что в первую очередь в семье должны быть доверительные отношения. Родители должны уделять детям, особенно в переходном возрасте, много внимания: интересоваться делами в школе, общаться, знать, с кем дружит ребёнок, где гуляет, куда ходит, какие у него интересы, что ему нравится. Особенно внимательно нужно относиться к окружению школьника. Зачастую именно через друзей и знакомых наркотики впервые  попадают в руки несовершеннолетнего. Также очень важно знать, что ребёнок смотрит в интернете и с кем переписывается. В Сети нередко предлагают не только попробовать наркотики, но и подзаработать через их распространение, делать так называемые закладки. А вообще, чтобы у ребёнка не было времени заниматься такими вещами, я бы посоветовал вести активную внеурочную деятельность, посещать кружки и секции, заниматься дополнительным образованием.

– Вы верно заметили, что профилактику опасных зависимостей надо начинать с семьи. А какая работа по выявлению и предотвращению наркозависимости среди молодёжи ведётся калужскими медучреждениями? Ведь важно бороться с наркоманией и за пределами дома.

– В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ мы ежегодно проводим профилактический осмотр всех обучающихся старше 13 лет с их согласия. Вначале для школьников проводится социально-психологическое тестирование по определённой методике. По его результатам выявляется, у каких подростков есть риск быть подверженными наркозависимости. После этого нам передают данные об учащихся, и мы составляем календарный план профилактических осмотров, проводим небольшие лекции в классах, если требуется, даем индивидуальные консультации. Затем собираем биоматериал школьников и исследуем на 10 видов наркотиков. Подобные тестирования и осмотры проводятся не только в школах, но и в организациях среднего профессионального образования, и в вузах.

– Мы поговорили о профилактике и выявлении наркозависимости среди подростков, а как ведётся работа с людьми среднего возраста и старше?

– У нас создана эффективная система раннего выявления наркозависимости. Например, чтобы получить водительское удостоверение, каждый гражданин обязан пройти осмотр и проверку на употребление запрещённых веществ. То же самое требуется и чтобы получить разрешение на хранение оружия. Когда иностранные граждане получают вид на жительство или иные документы в нашей стране, они также проходят медицинский смотр. Это даёт нам возможность выявить наркозависимых на ранних стадиях и своевременно оказать помощь. Но мы проводим медицинское освидетельствование только с согласия человека. Даже если сотрудники полиции задерживают гражданина в неадекватном состоянии, мы не имеем права заставить его проходить осмотр.

Воля человека

– Когда говорят о реабилитации и лечении наркозависимых, представляется картинка из фильмов, где их связывают цепями, пристёгивают наручниками к кроватям. Как на самом деле оказывается помощь тяжелобольным?

– Нет, что вы, мы никого не пристёгиваем и насильно не держим. Люди добровольно обращаются к нам за помощью, мы размещаем их в палатах. В прошлом году у нас прошли лечение 446 человек. Они получали медикаментозное лечение, психотерапию, физиотерапию. Основная задача во время реабилитации –
мотивировать человека на длительное лечение. Наш курс длится 21 день, но для человека, больного наркозависимостью, это очень мало. Чтобы эффективно бороться с заболеванием, нужно долго и упорно трудиться.

– Какая самая большая трудность в работе с наркозависимыми?

– Далеко не всегда они хотят менять свою жизнь, относятся с агрессией к медперсоналу. Мы пытаемся их убеждать, уговаривать, объяснять, но их сознание уже настолько изменено, что они не понимают своего гибельного положения. А бывает так, что даже их родственники считают, что всё нормально, и в том, что их сын или внук наркоман, ничего страшного нет. Таким людям помогать невероятно сложно.

– Какой процент пациентов возвращается к нормальной жизни после прохождения лечения?

– На начало этого года 20 % от общего числа больных находились в ремиссии. Утверждать, что они победили зависимость, наверное, нельзя, но, по крайней мере, в течение года они не употребляли наркотики. Здесь всё зависит только от человека и от того, найдёт ли он в себе силы не срываться.

– Наркоман однажды – наркоман навсегда?

– Наркомания – хроническое заболевание, но я не стал бы так утверждать. Есть случаи, когда человек несколько лет в ремиссии, у него всё налаживается и на работе, и в семье, но он всё равно опять употребляет наркотик. Но есть и другие истории, с более счастливым концом, когда люди фактически начинают новую жизнь и оставляют зависимость в прошлом.

 

Беседовала Екатерина СЕМЁНОВА

Фото Антона Забродского и с сайта Управления МВД России по Калужской области