Так же как все

Калужане с ограниченными возможностями здоровья по зрению живут полной жизнью

13 ноября во всем мире отмечали Международный день слепых. Дата призвана привлечь внимание общества к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. О том, как живут люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению, какие для них созданы условия, как устроен их социальный быт, рассказала руководитель Калужской городской местной организации Всероссийского общества слепых Галина Быкова.

– Галина Валентиновна, вы возглавляете местную организацию ВОС уже пять лет. Чем занимается общество?

– В  организации зарегистрированы 370 человек. Среди них около пяти процентов зрячих людей – в основном мамы и папы, бабушки и дедушки ребят с ограниченными возможностями. Все остальные – инвалиды по зрению.

Основная задача организации – реабилитация наших подопечных. Это и профессиональная реабилитация: у ВОС есть институт «Реакомп», реабилитационный центр в Волоколамске, где учат всему – от рукоделия до адаптивных компьютерных технологий; и социально-бытовая реабилитация, которая построена на системе, когда свои учат своих. Люди, которые уже адаптировались, делятся опытом, навыками и наработками с теми, кто не настолько адаптирован. Это может быть пространственное ориентирование, навыки пользования тростью, приготовление пищи. У нас есть мечта – сделать свою мини-кухню, чтобы обучать незрячих людей готовить. Я надеюсь, что однажды мы ее организуем и примем участие в программе «Особый взгляд».

Налажена работа с общественными организациями. Мы плотно работаем с уполномоченным по правам человека, с Общественной палатой региона.

Также провели несколько семинаров для учреждений культуры и библиотек «Без барьеров: взаимодействие с посетителями с ограниченными возможностями здоровья», на которых представители ИКЦ и Дома музыки делились опытом по улучшению доступности учреждений для людей с инвалидностью.

– Есть ли в Калуге какие-либо дополнительные занятия для людей с ограниченными возможностями зрения помимо обучения?

– В физкультурно-спортивном центре «Лидер» есть спортивные секции – настольный теннис, футбол, волейбол, легкая атлетика. Там проводятся занятия для инвалидов разных нозологий. Я увлекалась лёгкой атлетикой, даже занимала первое место по городу. Есть там и направление адаптивной физкультуры. Что касается культуры, то на базе ИКЦ работает творческая лаборатория ИЗО, скоро откроется творческая лаборатория по вокалу для слепых и слабовидящих.

– В Москве помимо специальных театров для незрячих и слабовидящих людей ряд театров запустили спектакли с тифлокомментированием. Это позволяет слепым «видеть» спектакли и кино. Как в нашем городе обстоят с этим дела?

– И у нас это работает. В кинотеатрах доступен просмотр фильмов с тифлокомментированием. Приложение на смартфоне «Особый взгляд» помогает «смотреть» фильм в наушниках, никому не мешая.

Выставки с тифлокомментариями были организованы в Калужском музее изобразительных искусств, в Доме музыки, в ИКЦ, но их проводили, как правило, экскурсоводы и искусствоведы. А теперь у нас появился профессиональный тифлокомментатор – Дарья Казаку. В ИКЦ уже прошли две выставки с её участием – «Понёва» и выставка акварелей Юлии Полюгаевой. Дарья, чтобы погрузиться во всю эту историю, ходит на занятия в нашу изостудию.

– Становится ли Калуга удобнее, комфортнее в плане доступности для людей с нарушениями зрения?

– Например, в ИКЦ очень сильно продвинулись в направлении доступности. Сюда ходят инвалиды с различными нозологиями. И у сотрудников уже есть опыт работы с ними. Здесь есть тактильно-звуковая мнемосхема. Это специальный рельефный план помещения, обеспечивающий одновременное отображение визуальной и тактильной информации со словесным описанием маршрутов движения. Не хватает только тактильной плитки, но это мелочи.

По поводу доступности городской среды. Во-первых, нам удобно ходить по хорошим тротуарам. В нашем городе они в большом количестве, это радует. Еще одна радость – большие новые автобусы. В них голосом объявляются остановки и обозначено место для собаки-проводника. К примеру, 97-й – удобный, просторный, низкопольный и, поскольку это муниципальный маршрут, с бесплатным проездом для инвалидов по зрению. Хотелось бы побольше таких автобусов на других маршрутах. Мы общаемся с региональными отделениями ВОС, есть масса городов, которые считаются комфортнее Калуги, но с транспортом там ситуация хуже.

А вот чего не хватает, так это звуковых светофоров, особенно в центре города. Есть сложности со службой сопровождения. И здесь нас выручают волонтеры Российского Красного Креста. Спасибо Ларисе Пахомовой, Красный Крест всегда откликается на наши просьбы.

А без сопровождения сложно. Жизнь динамична, мы – ее неотъемлемая часть, но некоторые наши подопечные из-за отсутствия специального сопровождения недостаточно адаптированы. Некому водить их на занятия и мероприятия, которые мы проводим, и они сидят дома.

В целом концепция сегодня поменялась. Раньше незрячим старались создать отдельную локацию. А сейчас мы постоянно в движении, и я считаю, что это плюс. Когда наши занятия, мероприятия проходят в разных местах города, обычные люди нас видят – улучшаются взаимодействие и взаимоподдержка.

– Как обстоят дела с трудоустройством незрячих и слабовидящих людей?

– Если говорить о работе на предприятиях, то здесь сложно, ведь для незрячих нужны особые условия труда. Поэтому очень распространено надомничество. Слабовидящие делают на заказ какие-то вещи: одежду, игрушки, пекут торты. Это нам доступно.

Кстати, работа на компьютере тоже распространена. Есть адаптивная программа экранного доступа, которая всё озвучивает. И при выключенном мониторе незрячий человек делает ту же работу, что и обычный, и с не меньшей скоростью.

Наши ребята занимаются педагогической деятельностью, в частности логопедией. Есть среди них реабилитологи, массажисты. Сейчас, правда, идет разговор о том, что в поликлиниках массажистов хотят заменить на мультиспециалистов, совмещающих несколько направлений в одном. И мы переживаем, ведь слепого человека на такую должность не возьмут.

– А как дела с самыми маленькими?

– В Калуге есть специализированный детский сад для слабовидящих «Анютины глазки». Он находится недалеко от нашего общества, и мы часто там бываем. Ещё к нам вступают родители таких детей, но взаимодействие происходит в основном по запросу. Есть федеральный чат «Дети ВОС», в нем родители со всей страны, у которых дети – инвалиды по зрению. Там обсуждают самые разные вопросы: по обучающим программам, стандартам, законодательству.

Много разговоров сегодня идет об инклюзивном образовании слепых и слабовидящих. Считаю, что это палка о двух концах. Мы не настолько наивны, чтобы думать, что учитель, у которого 35 детей в классе, будет индивидуально заниматься с одним из них. Кроме того, незрячему ребёнку требуется больше времени для выполнения каких-либо заданий. В Мещовске есть очень хорошая специализированная школа для слепых и слабовидящих ребят. Она прекрасно оборудована, там много интерактивных вещей. Хотелось, чтобы таких школ было больше. Потому что учиться в обычной школе нереально, не каждый родитель отдаст своего ребенка в интернат, а учиться жить в социуме нужно. Мы такие же, как все, только «видим» иначе.

Проводим уроки доброты – это очень важный проект, который появился по инициативе нашей Общественной палаты. Мы с Юппи (собака-поводырь Галины Быковой. – Прим. ред.) бываем в школах и детских садах. Цель занятий – воспитать в ребятах милосердие и доброту. В наше непростое время это важно как никогда.

Беседовала Ольга АНДРЕЕВА. Фото из личного архива Галины Быковой