Христианский взгляд

Для православных христиан приближающийся Новый год и продолжительные выходные – это всегда время испытания на прочность, так как всеми любимый и долгожданный праздник приходится на Рождественский пост

В связи с этим многие верующие задаются вопросами: поститься или нет, как быть с неверующими родственниками, отмечать ли вообще или ждать Рождества.

На эти и другие острые предновогодние вопросы ответил настоятель храма Богоявления города Калуги иерей Максим Коновалов.

– Батюшка, скажите, как православному человеку нужно относиться к празднованию Нового года?

– Я думаю, относиться к этому празднику нужно абсолютно спокойно, с душевной радостью и благодарностью Богу за то, что прошёл ещё один год и вот-вот наступит новый. Что касается непосредственно того, как нужно отмечать, то стоит сказать, что каждый православный человек в любом празднике всегда ищет внутренний духовный смысл. Например, дни Рождественского поста нужны нам для того, чтобы подготовиться ко дню прихода в мир Спасителя. Пусть праздник Нового года тоже будет одним из этапов этой подготовки, но он не должен никак затмевать своей суетой, шумом и весельем Рождество Христово.

– Для христиан новолетие начинается 1 сентября или всё-таки 1 января?

– Чтобы внести ясность в этот вопрос, нам нужно немного вспомнить историю. До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сегодня начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год 1 января, на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на Святки – дни после Рождества, ведь отмечали его 25 декабря. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и устраивая званые вечера. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь, сейчас мы называем его новым стилем, так что празднование Рождества перенеслось на время после Нового года – 7 января.

Вот так и получилось, что у православных целых два праздника Нового года: с 1 сентября отсчитывает дни  церковный год, а с 1 января – календарный. И именно из-за этих перемен календаря на Западе Рождество отмечают 25 декабря, а у нас – 7 января.

– Православным людям не грех встретить наступление Нового года бокалом шампанского, загадав желание под бой курантов и посмотрев по телевизору «Голубой огонёк»?

– Думаю, ничего плохого от одного бокала шампанского не будет, если только после первого не последуют второй, третий и последующие. Всё же пост – время воздержания, а никак не пьянства. Нужно постараться себя ограничить. Загадывание желания – это уже совсем не христианский обычай. Я бы назвал это суеверием, потому что в данном случае мы уповаем не на волю Божию, а полагаемся на магическую силу сожжённой и растворённой в бокале бумажки с нашими мечтами. Никто из христиан такой обычай не поддержит. Просмотр телевизора, танцы и вечеринки, мне кажется, тоже стоит отложить на более подходящее время.

Вообще, у православных активно входит в традицию начинать новый год с совместной молитвы, ночного богослужения, молебнов.

– А в калужских храмах служится что-то подобное в новогоднюю ночь?

– Да, это становится популярным не только в столице, но и у нас. Каждый год вечером 31 декабря в Троицком соборе совершается молебен о помощи и благословении в предстоящем году. Возглавляет его, как правило, митрополит Калужский и Боровский Климент. Подобные молебны служатся и в других храмах нашего города. В некоторых совершается и ночная Божественная литургия. Это предоставляет верующим альтернативу празднованию Нового года.

– Батюшка, хочется задать вам немного шуточный вопрос. Православные дети верят в Деда Мороза и Снегурочку?

– Всем детям очень важно верить в чудо. Дед Мороз – это добрая сказка. Ничего крамольного в том, чтобы пригласить его и Снегурочку на детский праздник и получить от них подарки, нет. Тем более если, рассказывая детям про Деда Мороза, мы отсылаем их к истории Святителя Николая. Всем нам, даже взрослым, иногда хочется, чтобы в жизни была эта самая чудесная сказка.

– Расскажите о связи Деда Мороза и Святителя Николая подробнее.

– У нас в России символ Нового года – Дед Мороз, а в Европе – Санта Клаус, в переводе – святой Николай. Его житие известно тем, что он был ревнителем веры, а также милосердным и сострадательным человеком.

Есть такая благочестивая история, связанная со святым Николаем. В Мирах Ликийских, где он был епископом, жил бедняк, у которого были три взрослые дочери. Однажды он попал в очень затруднительную финансовую ситуацию. Времена были суровые, семья столкнулась с большими трудностями, и от отчаяния он уже собрался своих дочерей отдать в публичный дом на вот такой заработок, потому что ничего другого для себя не видел. Об этом стало известно епископу Николаю, и он тайком ночью стал подбрасывать этой семье деньги. Со временем бедняк решил все материальные трудности, а для дочерей скопилось хорошее приданое.

Этот сюжет из жития святого Николая постепенно оброс разными подробностями, фольклорными дополнениями, и получился образ доброго старичка с бородой, который в Рождество и Новый год залезает в дома через трубу и кладёт под ёлку подарки.

Российский Дед Мороз стал приходить на ёлку к детям только в советское время. До революции такой традиции не было. Впервые зимний волшебник и его внучка Снегурочка появились на празднике Нового года в московском Доме Союзов только в 1937 году.

Всё же, так или иначе, образ Деда Мороза отсылает нас именно к христианской истории. Каким бы ни было государство атеистическим и светским, всё равно в обществе ниточки культуры восходят к религиозной традиции.

– В завершение нашей беседы расскажите, как в вашей семье принято отмечать Новый год?

– У нас в семье широко отмечать Новый год не принято. Всё довольно скромно. Но я считаю, что праздновать его нужно, ведь это прекрасный повод собраться большой семьей, пообщаться с родными, неважно, верующими или нет, помириться, если были с кем-то в ссоре, обняться с близкими и друзьями. Сделать этот праздник днём любви и с неё начать грядущий год.

 

Беседовала

Екатерина СЕМЁНОВА

Фото из соцсетей храма Богоявления города Калуги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *