11 декабря Вадим Фёдоров, директор детской школы искусств № 1 им. Н. П. Ракова, отметил 70-летний юбилей, а 9 января исполнилось 39 лет, как Вадим Владимирович возглавляет это старейшее учебное заведение
РОДОМ ИЗ КОМСОМОЛА
– Вадим Владимирович, в вашей биографии была еще одна интересная работа, которая сыграла, как мне видится, немаловажную роль в вашей жизни. В начале 80-х вы несколько лет были освобожденным секретарем комитета комсомола, другими словами, организатором и лидером всех молодежных начинаний в музыкальном училище. Чем запомнились те годы?
– Комсомольской работой я занимался, не оставляя преподавательскую. Организация студенческих стройотрядов, студвесны, благоустройство сквера Волкова, подшефные концерты в селах и другие конкретные дела действительно занимали тогда весомую часть времени. Это была основная моя работа. И спрос за нее был особенный. А вспоминаются люди, которые возглавляли тогда это молодежное движение, – первый секретарь горкома Евгений Моисеев и первый секретарь Ленинского райкома Сергей Сорокин. Настоящие лидеры, требовательные руководители и классные люди!
– С какими мыслями вы каждый день выходите из дома на работу?
– Чаще всего они запланированы уже с вечера. Каждый день расписан по часам, наполнен самыми разными, в основном, конечно, хозяйственными вопросами. Ведь главные задачи директора школы – чтобы все работало и не было проблем у педагогов.
– Переступая порог вашей школы, попадаешь в особую духовную, творческую атмосферу. Коридоры оформлены портретами педагогов разных лет, стендами по истории школы. В классах чисто, уютно. Ухоженная территория, аккуратное отремонтированное здание. А еще ведь есть филиал в Турынино, который требует особого внимания. Сложно содержать школу в порядке?
– У меня замечательные помощники. Кто-то, когда приходил устраиваться на работу, был не посвящен в специфику работы учреждений искусств, но с годами стал неотделимой частью школы. Надежные люди и большие профессионалы своего дела. Каждый четко знает свой участок работы. Общие задачи решаем вместе. Это очень важно. Я не боюсь оставить школу на несколько дней, совершенно спокойно могу уехать в командировку или уйти в отпуск. Знаю, что люди меня не подведут.
В ГАРМОНИИ
– У вас вся семья музыкальная. Супруга, Наталья Николаевна, преподаватель музыкального колледжа им. С. И. Танеева. Сын Максим – военный дирижер, дочь Юлия – пианистка. Могли бы ваши дети выбрать иной путь?
– Мы с женой не настаивали на музыкальной карьере детей. В музыкальную школу, конечно же, привели их мы, руководствуясь убеждением, что дети должны развиваться гармонично. Не скажу, что они были лучшими учениками, но учились с большим удовольствием (улыбается). Перед их глазами был наш пример. А в нашей профессии ведь не только сплошные концерты. Они видели и другую сторону, разделяли все наши радости и трудности, удачи и неудачи. Были сопричастны всему, скажем так, закулисью педагогической работы. Когда пришло время выбора, мы предоставили им полную свободу. Сын без колебаний решил, что будет военным музыкантом. Его не пугала аскетическая жизнь в казарме. Окончил военно-дирижерский факультет, защитил кандидатскую диссертацию, полковник, доцент, начальник кафедры дирижирования института военных дирижеров военного университета. У дочери, на наш родительский взгляд, были все предпосылки стать врачом. Но она выбрала музыку и, окончив музыкальное училище, поступила в Гнесинку, которая стала ее вторым домом. Доцент кафедры специального фортепиано. И мы благодарны судьбе, что так сложилось. Если человек занимается любимым делом – это самое важное жизненное достижение.
– Вадим Владимирович, в чем, по-вашему, миссия школы искусств – растить больших музыкантов или воспитанных людей с хорошим музыкальным кругозором?
– Растить гармоничных личностей и при этом не упустить талантливого ребенка. Очень важно развивать в ребенке музыкальный вкус. Те знания, которые наши педагоги дают, больше нигде не получишь, в том числе и самостоятельно. Иногда с интересом смотрю познавательные передачи-викторины, в том числе великолепную «Умники и умницы» с интеллектуалом Юрием Вяземским. Как правило, самые эрудированные участники учатся в музыкальных школах или окончили их, они имеют преимущество перед своими сверстниками. Школа искусств – не только источник знаний, занятия музыкой развивают память, интеллект.
Помимо освоения основного инструмента, изучения истории музыки, теории, сольфеджио, наши ученики объединены в ансамбли, оркестр, хор – коллективы на постоянной основе. А это еще один очень важный этап развития и формирования личности. Совместное творчество – это ответственность друг перед другом и радость общего успеха.
Знаете, как приятно наблюдать за нашими выпускниками, в том числе теми, кто играл в моем оркестре, в духовом, пел в хоре Ольги Валентиновны Полежаевой… Они как сдружились тут, у нас, так и идут по жизни вместе, хотя у всех разные профессии. У нас нет такой жесткой конкуренции, как в спорте.
– Вы поклонник исключительно академической, симфонической музыки?
– С удовольствием слушаю джаз, люблю народную музыку, есть и хорошие эстрадные исполнители. Но в приоритете, конечно, классическая музыка.
– Кто из великих вызывает у вас неповторимое внутреннее сопереживание?
– Не удивлю вас ни новизной, ни оригинальностью – Чайковский, Рахманинов, Шостакович.
О КОНКУРСАХ
– У вас на стенах много дипломов победителей различных конкурсов, в том числе международных, в кабинете кубков все больше и больше. А нужны ли музыкальные соревнования? Ведь дети могут ломаться психологически.
– Нужны непременно! Что касается детских конкурсов, тут особая роль у педагога. Совершенно неприемлемо, когда педагог настраивает ребенка исключительно на победу. Тут действительно есть риск сломать неокрепшую психику. К конкурсу надо подходить как к смотринам – себя показать, на других посмотреть. Это учеба и для юного исполнителя, и для его педагога. Невозможно вариться в собственном соку, необходимо выходить в свет. Все познается в сравнении, всегда есть куда и к чему стремиться.Совершенству нет предела. Но! Конкурсы не должны превращаться в конкурсоманию, нельзя из этого делать культ. Это всего лишь маленькая, но важная часть жизни юного музыканта, которая закаляет характер, дает почву для размышлений, дальнейшей работы и повод для самоуважения и самоутверждения.
ЦЕНИТЬ СВОЁ, РОДНОЕ
– У вас дома большая фонотека, есть под какую музыку скоротать свободный вечер. А какой музыкант, ансамбль, оркестр заставят вас с супругой выйтииз дома и отправиться на концерт?
– С удовольствием пойдем в наш уютный Дом музыки послушать муниципальный камерный оркестр! От их игры испытываю действительно культурное потрясение. У нас ведь как обычно считают: «нет пророка в своем Отечестве». Мол, вот где-то там, в столицах-заграницах, – это да, класс! С удовольствием хожу на выдающихся артистов, но и в Калуге работают замечательные музыканты и коллективы. Симфонический оркестр филармонии, камерный оркестр Дома музыки и хор Маргариты Кулаевой, оркестр народных инструментов имени Тришина, ансамбль «Каприс» – великолепные коллективы, которым под силу исполнение музыки любой сложности.
– В отличие от кружков по интересам, в «музыкалку» частенько ходят из-под палки. Какими качествами, по-вашему, должен обладать педагог школы искусств, чтобы юному музыканту учеба была в радость, а не в наказание?
– Изначальный интерес к музыке есть у большинства детей. Важно, чтобы этот интерес не угас с годами. В профессиональном, музыкальном плане у нас в школе все педагоги подготовлены очень хорошо. Но есть понятие «педагог от Бога»… Каждый ребенок – личность со своим характером, и к каждому учитель должен найти подход. Кто-то легко идет на контакт, кто-то замкнут. Прежде всего важна любовь к детям. Но должна возникнуть и обратная связь, когда ребенок тебя полюбил. И еще, конечно, важен контакт с родителями. Только совместными усилиями можно добиться положительного результата.
Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ