Дауд Далиев: «От любви до ненависти один гол»

Игрок ФК «Калуга», воспитанник ростовской академии имени Виктора Понедельника, опытный центральный защитник, поигравший в крепких клубах Второго дивизиона, – о жизни в футболе и вне.

– Дауд, насколько популярен футбол в Чеченской республике – республике, прославленной своими борцами и бойцами без правил, где в почете в первую очередь сила и отвага?

– Конечно, единоборства на Кавказе в приоритете перед другими видами спорта. Но футбол на втором месте после всевозможных силовых видов. И с каждым годом его популярность растет, поскольку большое внимание в республике уделяют детям и юношам. В академию «Ахмата» приезжают мальчишки из разных уголков России. Если в моем детстве еще играли роль стереотипы об опасности жизни в регионе, то теперь Грозный – это олицетворение мира, радушия и гостеприимства. Что касается нас с братом, то, когда перед глазами пример отца, фанатично преданного этому виду спорта, наше будущее было предопределено уже в раннем детстве (улыбается).

– У вас большая семья?

– Скажем так, обычная. Нас у родителей четверо. Старший брат – профессиональный футболист. Сейчас выступает за «Спартак-Нальчик». Сестра – доктор. Младшему брату 17 лет, оканчивает школу.

– Тоже будущий футболист?

– Нет! Он попал под авторитет сестры (смеется) и готовится к поступлению в медицинский вуз – очень увлечен медициной. Горит желанием стать врачом. Но спорт присутствует в его жизни. Для собственного удовольствия и общего развития занимается греко-римской борьбой.

– Дауд, как правило, люди, погруженные с детства в спорт, готовящиеся стать профессионалами, к обычной учебе относятся спустя рукава…

– Нет, у нас в семье к этому иное отношение. До десяти лет я жил в Грозном с родителями, и отец строго контролировал нашу с братом успеваемость. А потом, с 7-го класса, когда мы жили в интернате футбольной школы молодежи имени Виктора Понедельника в Ростове-на-Дону, уже контролировали себя сами. Не могли подводить и огорчать родителей. Так что учились мы с братом очень хорошо. Я, вообще по натуре, человек любознательный. Интересуюсь историей. Стараюсь много читать. Мои любимые писатели Пушкин, Гоголь, Достоевский. Но, особенно увлечен Лермонтовым, гениальным художником слова. В его поэзии удивительным образом сочетаются  романтические и реалистические мотивы.

– Ты в совершенстве владеешь двумя языками. Общаться с тобой очень интересно – у тебя большой словарный запас. Начитан. Не каждый русский человек так разговаривает. А думаешь ты на каком языке?

– Интересный вопрос (улыбается). Я даже не задумывался над этим… Иногда на русском, иногда на чеченском… Все зависит от места и обстоятельства. Вот сейчас мы беседуем, и мысли приходят на русском. Дома, когда общаюсь с родителями или друзьями, – на чеченском. Учу английский. Чеченский язык ЮНЕСКО внесло в исчезающие языки – это печально. Молодое поколение не расстается с гаджетами. Сужу по младшему брату и его ровесникам. Сидят в «Ютубе», поэтому больше общаются между собой на русском языке. Но родной язык забывать нельзя.

– Жизнь современного футболиста не позволяет часто навещать родные места. Скучаешь по Грозному, близким?

– Я уехал из дома мальчишкой. Когда оказался в Ростове, испытывал двойственное чувство. С одной стороны, был бесконечно рад, потому что оказался в очень хорошем окружении сильных, умных тренеров и педагогов. Для тренировок там были прекрасные условия, а в Грозном в послевоенное время даже хорошего искусственного поля не было. До сих пор вспоминаю замечательного директора школы Марину Николаевну Усину, она относилась к нам по-матерински. Но, несмотря на это, все равно очень тосковал по дому. Иногда даже посещали отчаянные мысли: «Зачем я уехал?!» Первые недели адаптации давались очень тяжко. Но воспитание и кавказский характер не позволяли позвонить домой и прокричать: «Заберите меня отсюда!» Показать слабость? Ни за что! Отец бы не понял. Прошло какое-то время, я освоился и стал ощущать себя там как рыба в воде. Конечно, помогало, что мы были вместе с братом. Несмотря на то, что Дени старше на один год, мы вместе учились – ходили в один класс, жили в одной комнате, вместе тренировались. У нас никогда не было разделения старший-младший.

– Никогда ничего не делили? Не дрались?

– О! Дрались! Ещё как (смеется). Такие сечи устраивали. Что вы! Стоило родителям отвернуться – и начиналась битва! Но как только мама на горизонте – мы тут же прекращали разборки, как будто ничего и не было. При родителях – нельзя. Зачем огорчать. Но от этого дружба становилась еще крепче.

– Постоянные переезды, невысокие зарплаты во Второй лиге… Посещали мысли оставить футбол?

– Ни разу такие мысли в голову не приходили, несмотря на бытовые неудобства, кочевую жизнь. Пока я уверен в своих силах,буду играть, тренироваться и не оставлять мысли поиграть на более высоком уровне. Как плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, так и плох тот футболист, у которого нет амбиций.

Вы знаете, всего в мире на данный момент начитывается 3923 футбольных клуба с профессиональным статусом. В России – 95, этот показатель седьмой в мире! Больше всего профессиональных клубов в Мексике – 266, в Англии, к примеру, всего 111. По данным сайта soccerprime.com, общее количество футболистов в мире – 275 миллионов! Из них только чуть больше 120 тысяч профессионалы. Осознание того, что ты один из них, дорогого стоит.

– У тебя есть агент, который помогает в поиске подходящей команды?

– Нет. Никогда не пользовался услугами таких людей. Все делаю сам.

– Как пришло понимание позиции на футбольном поле? Это твое желание  быть защитником или таковым видел тебя изначально детский тренер?

–  Каждый проходит стадию поиска и становления по-своему. Бывают случаи, когда даже в поздний период игрока кардинально двигают. Тут важно, чтобы твои собственные ощущения совпали с тренерским представлением. Я начинал играть в опорной зоне. В какой-то период начал быстро расти, сантиметров на семь вытянулся, а мышечный корсет не потянулся за ростом. И тренер решил попробовать меня в роли центрального защитника. И мне это понравилось, почувствовал – мое.

– Однако любишь подключаться к атакам. Красивый гол забил «Мурому» в прыжке головой…

– Все любят забивать (улыбается). Вперед всегда легче бежать. Главное – вовремя вернуться.

– О тебе коллеги отзываются как об очень позитивном человеке. Даже слышал такое определение: Дауд – душа команды…

– Ничего такого о себе сказать не могу. Могу сказать о своих партнерах–товарищах по команде. У нас, как я вижу, на сегодняшний день подобрался хороший коллектив. Все парни позитивные, с огромным желанием играть и совершенствоваться. Я легко влился в команду. Каждый член команды – душа. Ни у кого нет ни капли пессимизма, упадочного настроения. В раздевалке царит, знаете, такая очень правильная, я бы сказал, атмосфера самооценки и самокритики. И этот важный психологический микроклимат в коллективе поддерживают и тренерский штаб, и административный.

– Дауд, ты видишь изнанку тренерской работы. Однако пошел по стопам отца, выбрав спортивный вуз.

– Я реально люблю футбол. Сегодня я отдаю ему всего себя. И мечтаю в нем остаться. Поэтому и поступил в Ростовский институт, а оканчивал вуз уже в родном Грозном. К учебе относился очень ответственно – учился на дневном отделении, а не заочно. Не знаю, получится ли у меня карьера тренера. Вижу, что многие талантливые специалисты сидят без работы, поэтому обдумываю и другие варианты развития событий. Мне 27, придет время создавать семью. Смогу ли я ее обеспечить? У меня есть пара бизнес-проектов, которые я веду онлайн. Работать удаленно и зарабатывать – можно, показывает практика. Сегодня есть много методик, я изучил некоторые, применяю их на практике. Это на тот случай, если не сложится с тренерской карьерой. Но вот что делать, если любовь к футболу не угасает с годами (улыбается)?

– Дауд, знаю, ты ведешь свой блог. Что тебе это дает?

– Получилось как-то само собой (смеется). В Нальчике как-то с пацанами тренировались, и я предложил: давайте снимем какой-нибудь смешной челлендж! Они поддержали. Сняли. Закинул в интернет, и бах – залетел, набрал просмотров кучу. Потом пришла в голову идея снять ролик про футболиста, который всем недоволен: судьями – не так свистнул, партнерами – не так пас дал, тренером – не так сказал. Таких ведь немало, кто всегда найдет, кого обвинить, но только не себя. Сделали такой ролик с другом Севой Тарасяном, он сейчас за «Машук-КМВ» играет. Ролик набрал больше миллиона просмотров! И тогда решил это дело продолжить. Не могу сказать, что я постоянно этим занят. Так, от случая к случаю, когда идея какая-то посещает. Вчера вот закинул ролик, и он за день набрал уже сто тысяч просмотров. Интересно комментарии некоторые читать, Тюкавина того же. Приятно получать отклики, в том числе от звезд первой величины. Это развлечение, не более, но помогает не выгорать. Приходишь после тяжелых тренировок, сложных игр и, чтобы не зацикливаться, не впадать в уныние, поднимаешь себе настроение. Жить надо на позитиве!

– Дауд, в таком случае, что скажешь болельщикам? И не только позитивным. Есть среди большинства разумных, любящих по-настоящему футбол, часть малая, минорная, с психологией неуравновешенного ребенка: требуют немедленного исполнения их желаний, плачут, бьются в истерике: «купи мне новую игрушку, вот прям сейчас, или я умру …»

– Я всегда говорю: в футболе от любви до ненависти один пропущенный гол. Это нормально. Я понимаю таких людей. А всем болельщикам желаю здоровья! Дорогие наши, вы 12-й игрок! Как бы ни складывался результат, приходите, поддерживайте, болейте! Для нас это такое счастье, когда трибуна в едином порыве скандирует: «Калуга! Калуга! Калуга!» Вроде бы нет уже сил, а слышишь этот клич, этот призыв – и крылья вырастают, второе дыхание открывается! Вытаскиваешь из себя все… Спасибо вам за то, что вы есть, настоящие болельщики!

Дауд ДАЛИЕВ (№ 33), 27 лет, центральный защитник.

Родился 5 августа 1997 г. в Грозном.

Первая спортшкола – «Терек».

Первый тренер – отец Муслим Далиев, в 1980–1990 годах выступал за калининградскую «Бал Дауд ДАЛИЕВ (№ 33), 27 лет, центральный защитник.

Родился 5 августа 1997 г. в Грозном.

Первая спортшкола – «Терек».

Первый тренер – отец Муслим Далиев, в 1980–1990 годах выступал за калининградскую «Балтику», «Торпедо» из Таганрога, минераловодский «Локомотив» и другие клубы. После завершения игровой карьеры перешел на тренерскую работу.

Дауд начал профессиональную карьеру в «Тереке-2». Выступал за команды «Академия футбола им. Понедельника», «Легион-Динамо», «Интер» (Черкесск), «Волга» (Ульяновск) и «Дружба» (Майкоп).

Последние три сезона провел в «Спартаке-Нальчик».

Старший брат, полузащитник Дени Далиев (11 января, 1996 г., Грозный), выступает за «Спартак-Нальчик».

тику», «Торпедо» из Таганрога, минераловодский «Локомотив» и другие клубы. После завершения игровой карьеры перешел на тренерскую работу.

Дауд начал профессиональную карьеру в «Тереке-2». Выступал за команды «Академия футбола им. Понедельника», «Легион-Динамо», «Интер» (Черкесск), «Волга» (Ульяновск) и «Дружба» (Майкоп).

Последние три сезона провел в «Спартаке-Нальчик».

Старший брат, полузащитник Дени Далиев (11 января, 1996 г., Грозный), выступает за «Спартак-Нальчик».

 

Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ

Новости партнеров