Речь – путь к познанию мира

Лилия Махалова – о специфике работы детского логопеда, как изменились речевые проблемы за последние десятилетия и почему родителям стоит отложить мобильник ради общения со своим ребенком

Учитель-логопед детского сада № 16 «Колобок» занесена на Доску почета муниципального образования «Город Калуга» – «Дела и люди». Мы встретились с опытным педагогом, специалистом по коррекции речи в ее рабочем кабинете, где на полках стоят яркие книжки, игрушки и зеркала для артикуляционной речи.

НЕБОЖИТЕЛИ

– Лилия Ивановна, что или кто оказал влияние на ваш выбор такой необычной профессии?

– Санаторий «Калуга-Бор» для детей с полиомиелитом открыли в Калуге в ноябре 1945-го. Тогда, после войны, в России была эпидемия этого недуга. Моя бабушка Василиса Сергеевна Попова, участница Великой Отечественной, работала там старшей медсестрой. Позже в санатории стали лечить ребят с неврологическими нарушениями и ДЦП. А я, маленькая, проводила там под присмотром бабушки каникулы: знала всех работников, видела больных детей и боль их родителей. Наблюдала, как с ними занимаются врачи, в том числе логопеды. Я была ребенком, но уже тогда хотела чем-то им помочь. Иногда меня допускали на занятия, и я с восхищением смотрела, как усердно работают логопеды. Для меня они были небожителями! Уже тогда другой профессии я себе не представляла. В этом году уже 37 лет, как я работаю с детьми.

КУЧА ДИАГНОЗОВ

– С какими речевыми трудностями у детей вы сталкиваетесь чаще всего?

– Если раньше проблемы были более «классическими» – дислалия, заикание, то сегодня картина намного сложнее. Очень распространены тяжелые нарушения речи (ТНР), задержка речевого развития (ЗРР), когда ребенок вообще не говорит. Часто встречаются аутизм, задержка психического развития (ЗПР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Мозг ребенка активно развивается до девяти лет, именно в этот период он очень пластичный. Это лучшее время, чтобы исправить диагноз. Если не успеть, возможно, в будущем возникнут большие проблемы – всегда предупреждаю об этом родителей. Раньше дети были «легче». Сейчас у одного ребенка может быть до пяти разных диагнозов, и помимо речевых нарушений добавляются неврологические. Все чаще мы направляем деток к неврологам и психиатрам – без комплексного подхода справиться сложно.

– Правда ли, что гаджеты влияют на речь?

– Одна из главных проблем заключается в том, что родители перестали общаться с детьми. Они много работают, платят ипотеки, а ребенок зачастую остается без живого разговора. Гаджеты  заменяют прямое общение: вернувшись домой, уставшая мама дает детям телефон и занимается домашними делами. Формируется «мультимедийное сознание»: ребенок привыкает к визуальной картинке, а не к живому слову.

УЧЕНИЕ В РАДОСТЬ

– Какие методики применяете в работе?

– Я использую логоритмику, сказкотерапию, театральную деятельность. Мы с детьми пишем авторские сказки и даже выступаем с ними на конкурсах. Например, в Калуге есть городской конкурс «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мои воспитанники не раз становились лауреатами.

Каждое занятие должно быть ярким, увлекающим и динамичным. Если ребенок отказывается заниматься – значит, его нужно заинтересовать. По первому образованию я детский психолог, поэтому понимаю: через игру и познание мира работа пойдет эффективнее. В начале пути это казалось сложным. Однако сейчас, может быть, не сразу, но я обязательно вовлеку в деятельность любого ребенка. Детям на занятиях должно быть радостно, а не мучительно, тогда они будут приходить снова и снова.

– Был ли случай, когда ребенок научился выговаривать сложный звук неожиданным способом?

– Однажды я долго не могла поставить ребенку звук «р». Тогда я решила попробовать речедвигательную гимнастику по методике своего преподавателя Аллы Яковлевны Мухиной. Мы пошли в бор и просто кричали, выполняя специальные движения. Кричали долго, но в итоге получилось! Это была «экстремальная» постановка звука.

НЕ ПРОСМОТРЕТЬ

– Какие стереотипы о логопедии вам встречаются?

– Самый распространенный: «Сейчас сходим к логопеду, и он быстро все исправит». Люди придумывают легенды, с которыми легче жить. Родители не всегда видят проблему, говорят: «Да он только «р» не выговаривает, остальное нормально» или «К школе само пройдет». Но если не работать, не исправлять вовремя, в школе начнутся трудности с чтением, письмом, а потом и с самооценкой.

– А что насчет модных речевых ошибок?

– Такое действительно есть. По моим наблюдениям, есть две тенденции: первая – влияние мигрантов: русскоязычные дети слышат неправильные ударения, окончания и речевые обороты, перенимая их поразительно быстро; вторая – молодежный сленг: подростки сокращают и коверкают слова, а дети впитывают это как губка. Если родители, как авторитет для ребенка, не поправляют и не делают замечания, получается «винегрет» в речи.

«И» МИР СТАЛ ДОБРЕЕ

– Как родители могут помочь своему ребенку?

– Главное – быть заинтересованными, найти контакт с логопедом, по крайней мере, хотя бы начать его уважать. Когда люди вовлекаются в твою деятельность, работа идет эффективнее. Они отрабатывают с детьми твои задания, начинают читать интересные книги, познавать и обсуждать мир вокруг. У меня такая профессия – я проживаю свою жизнь вместе с вами.

На собраниях всегда говорю родителям: «Вы-то дальше пойдете с ребенком, а я останусь уже с другими детьми. Давайте проживем это время интересно друг для друга».

– Если бы вы могли научить всех людей говорить идеально, какой один звук или навык вложили бы в каждого?

– Звук «и»! Чтобы его произнести, нужно широко улыбнуться. Если бы все начали день с этого звука, мир стал бы добрее. Если бы мы все подарили друг другу эту улыбку, с этого можно было бы начать работу, продолжая изучать остальные звуки.

МЕСТА СИЛЫ

– Оказывает ли работа влияние на вашу обычную жизнь?

– Я стала замечать нарушения речи даже у случайных собеседников. Но никогда об этом не говорю, не имею права. С возрастом понимаю, что есть огромное количество людей, с которыми в детстве не занимался логопед.

Бывают моменты, когда чувствую профессиональное выгорание, но у меня есть места силы. Как правило, это уединенные места на природе. Именно в одиночестве я морально восстанавливаюсь. Хожу в лес, собираю грибы – никакой отдых на юге мне не нужен. Иногда пишу статьи по теме логопедии, сотрудничаю с некоторыми журналами.

Молодым специалистам-логопедам, которые только начинают свой путь, хочется пожелать не бояться, верить в себя и в детей. Уважайте тех, кто приходит к вам за помощью, – и ребенка, и его родителей. Помните: речь – это не просто звуки, это путь к познанию мира.

 

Евгения ЗЛОБИНА

Фото Антона Забродского

и автора