В роли Волги – озеро Угорское

Студент ВГИКа Никита Сорокин снял в родной Калуге уже второй короткометражный фильм

 

От мольберта к режиссёрскому пульту

– Никита, как вы выбрали эту профессию? Может быть, семейная история этому способствовала?

– В своей семье я первый человек, выбравший творческую профессию. Родные, может быть, не до конца понимают мой выбор, но поддерживают во всем, и я это очень ценю. Всю жизнь я рисовал, окончил отделение живописи колледжа культуры и искусств и собирался стать художником. Кино как искусство меня не интересовало, пока я не познакомился с творчеством великих режиссеров. Понял, что хочу сам снимать кино. Во ВГИК поступил с первой попытки, попал в мастерскую Андрея Эшпая.

Чёрно-белое время

– Свою первую курсовую работу, фильм «Сашкин дом», вы сняли по собственному сценарию. Почему в этот раз выбрали рассказ Максима Горького?

– Я и в этот раз начал писать свой сценарий, но работа не шла. Тогда мастер предложил взять рассказ Горького «Однажды осенью». Его герой оказался в незнакомом городе совершенно один, без копейки денег. Там ему встретилась девушка Наташа. Вдвоем они украли из запертой лавки каравай хлеба, провели дождливую ночь на берегу под перевернутой лодкой, а утром расстались навсегда. Эта история меня зацепила.

Работа над сценарием заняла два с половиной месяца, для короткого рассказа это много. Крепкий горьковский сюжет – своего рода рельсы, но, опираясь на него, я все равно рассказываю свою историю. На съемках думал об одном, в процессе монтажа вижу другое – получается фильм о странной влюбленности, о чувстве, которое рождается под грязной сырой лодкой и заставляет воспарить над миром.

– Какую главную задачу поставил перед вами мастер?

– Ощутить мир Горького, почувствовать воздух, которым дышат герои, найти мелкие детали, чтобы передать их состояние.  Мы с оператором, студенткой ВГИКа Дарьей Кареловой, пересмотрели множество фильмов 20–30-х годов.  Они лаконичны и сдержанны, дух времени передает сама манера съемки. Мы не копировали ее, а пытались переосмыслить в своем ключе.

– Почему решили делать черно-белое кино?

– Мир начала ХХ века для большинства из нас черно-белый, и мы решили не идти против этой ассоциации. Возможно, сделаем сепию, как на выцветших старых фото, – творческий процесс продолжается.

Он голодный, она отчаянная

– Как подбирали актеров?

– Искал и среди своих знакомых, и на кастинговых сайтах. В фильме снялись актриса и режиссер Анна Потебня и актер, выпускник ГИТИСа Александр Недомолкин.

У меня было два варианта, какой должна быть героиня. Либо это «князь Мышкин» в женском воплощении, либо витальная, активная, полная жизни. Я решил, что второй вариант точнее. На фоне такой героини лучше сыграла и бездеятельность героя – в рассказе Горького он плывет по течению, а все обстоятельства создает Наташа. Но, когда в финале Наташа исчезает, герой обретает жизненные силы, которые ему дали эта женщина и пережитая мимолетная влюбленность.

Пейзаж без вышек и высоток

– Сложно ли было найти локации для съемок?

– Городские сцены я изначально планировал снимать в Калуге, на улицах Баумана и Набережной, где живописные дворы и старые, к сожалению, разрушающиеся здания.

Подыскивая загородную локацию, я держал в голове образ волжских берегов – тех мест, где бывал сам Горький. Снимать в Москве или ее окрестностях было бы гораздо удобнее в плане логистики, но там все пляжи либо слишком благоустроены, либо на горизонте маячит высотка или вышка сотовой связи. Объехал семь крупных водоемов – и ничего подходящего! И тут я вспомнил о широких песчаных пляжах Угры. Приехав на Мостовский карьер, понял: вот оно, то самое место. Родной город в очередной раз меня спас.

Посмотрев старые фото, мы поняли, что построек на берегах Волги было мало. Решили не застраивать берег декорацией, а взять за основу природу и вписать в нее следы человека в виде лабаза, бревен, лодки.  Очень рад, что нам не пришлось их демонтировать и вывозить: после окончания съемок декорации разобрали местные жители, доски и бревна кому-то пригодились.

– Я знаю, что во время съемок вам пришлось прибегнуть к спецэффектам.

– Осень мы снимали в июле – для кино это обычное дело. Дни стояли жаркие, на небе ни облачка, а нам был нужен дождь. На берег озера приехала пожарная машина, и под струями рукотворного дождя актеры бежали по берегу, а потом прятались от них под старой лодкой.

Творчество и деньги

– Съемки фильма, даже короткометражного, требуют немалых затрат. Как вы решали финансовый вопрос? Помогает ли студентам институт?

– Для съемки курсовых и дипломных работ ВГИК дает основное: оборудование и рабочие руки. Актеры работали безвозмездно. Конечно, выделяемых институтом средств не хватает, надо было искать деньги для покупки и пошива костюмов, изготовления декораций. Кроме того,  требовалось разместить съемочную группу в гостинице, накормить, отвезти на точку съемки и обратно.

Финансовую и организационную поддержку и во время съемок моего первого фильма, и сейчас оказали продюсерский центр «Калугафильм» и калужский меценат Алексей Есин. Я очень благодарен за то, что в меня поверили и помогли. Организационные вопросы – это часть творческих задач: от того, как налажен процесс, во многом зависит и результат.

Высокая концентрация

– Съемки завершились, вы приступили к монтажу картины. Вспоминается фраза Леонида Гайдая «Плачу, но режу».

–  А как у вас проходит этот процесс?

– Я учусь, моя задача – сделать хороший фильм. Каждый кадр стоил огромных усилий, но я не жалею ничего. Нужно уложиться в  15–25 минут, не более. У короткого метра свои особенности, фильм нельзя затягивать,  действие должно быть плотным, емким.

– Когда и где будет премьера?

– Надеюсь, что успею представить фильм на Международном студенческом фестивале ВГИК, который пройдет осенью в Москве.  И обязательно покажу его в Калуге, наверное, уже в следующем году.

Войти в мир кино

– За годы учебы удалось ли вам изучить мир кино, стать его частью?

– Конечно, со временем появились знакомства в киносреде, этот мир стал более близким и понятным. Чтобы жить и учиться в Москве, я работаю ассистентом художника-постановщика, в том числе на крупных проектах. Пригодилась подготовка, полученная в колледже культуры, – я могу сделать бутафорию, что-то нарисовать, зафактурить. Очень приятно, когда приезжаешь рано утром на площадку и среди незнакомой команды видишь знакомые лица.

– Вы перешли на последний, пятый курс ВГИКа. Что ждет вас в этом учебном году? Есть ли какие-то планы на будущее?

– Главная задача на этот год – работа над дипломным фильмом. Что касается карьеры, это сложный вопрос. Каждый год киношколы России выпускают несколько десятков режиссеров, и все они вступают в борьбу за место под солнцем. Мой пятый курс отчасти будет посвящен тому, чтобы подготовить себе почву для выхода в большой мир кинематографа. Планирую участвовать в питчинге дебютов, который проводит Министерство культуры. Если выиграю, получу грант на съемку дебютного полнометражного фильма.

 

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото автора и Александры Ивановой