Искусство – народу

Надежда Вентцель ненадолго приезжала в Калугу в 1958 году, но оставила яркий след, став одним из авторов знакового объекта, по которому узнают наш город

Что общего у конных скульптур на Аничковом мосту, оформления станции метро «Семеновская» и здания МГУ на Воробьевых горах и у памятника «Рабочий и колхозница»? Об этом вы узнаете из биографии создателя фронтона Калужского драмтеатра.

ДУМАТЬ В ГЛУБИНУ

Надежда Вентцель – ровесница ХХ века, родилась в 1900 году.  Отец, Константин Николаевич, был известным педагогом, теоретиком и пропагандистом свободного воспитания, автором «Декларации прав ребёнка». Мать, Софья Александровна, – дворянка, внучка скульптора Петра Клодта – автора знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге.

Никто из Клодтов не пророчил Надежде карьеру скульптора, хотя эта фамилия известна в России представителями творческих профессий. Но ее всегда тянуло к рисованию. В возрасте 24 лет пошла рисовать в студию Константина Юона в Москве.  Несколькими годами ранее здесь занималась знаменитый автор композиции «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, увлекшись рисунком, в том числе портретом. По признанию Мухиной, помимо отличных графических навыков и знания натуры, эта студия дала ей главное – понимание, что она больше скульптор, нежели живописец: «Меня вдруг потянуло на объемную форму. Скульптор  думает в глубину – это и есть чувство скульптора. Мне не хотелось цвета, не хотелось писать красками».

Мухина уезжает в Париж, где посещает скульптурный класс Эмиля Бурделя, а Надежда Вентцель поступает в скульптурный класс Одесского художественного училища, который возглавлял тогда П. Митковицер – будущий скульптор Дворца Советов.

Они познакомятся лишь в 1934 году в организованной Верой Мухиной студии повышения квалификации молодых скульпторов. «Один или два раза в неделю она приезжала сюда, чтобы оценить результаты нашего труда. Когда Вера Игнатьевна высказывала замечания, никто не обижался: очень уж деликатно это делалось. Имя ее тогда гремело повсюду, но она была очень тактичным и скромным человеком. Вера Игнатьевна рассказывала исключительно интересно. Однако уговорить её было нелегко, не любила быть в центре внимания», – вспоминала позже Надежда Вентцель то время. Несомненно, это знакомство оказало на её творчество огромное влияние.

Скульптурная группа «Искусство — народу» на фасаде Калужского областного драмтеатра 

ДЕКОР ДЛЯ СОВЕТСКИХ «ПАРФЕНОНОВ»

С 1929 года Надежда Константиновна уже участвовала в художественных выставках, ее работы передавались для массовой отливки на Каслинский завод художественного литья. А скульптура «Каменщик», одна из монументальных работ, – для скульптурного оформления Дома Управления уполномоченного ВЦИК СССР по строительству курорта Сочи. Эту работу и  вторую фигуру – «Плотник», которую изготовила ее соратница по Одесскому художественному училищу Людмила Шулик-Ефимова, высоко оценила гос-комиссия под руководством академика И. Жолтовского. Со временем они стали тиражными, их использовали при оформлении зданий и общественных пространств в городах СССР.

В 1937 году Надежда Константиновна участвовала в архитектурном оформлении строящегося в Сочи Зимнего театра, похожего одновременно на греческий Парфенон и московский Большой театр. Она исполнила аллегорические фигуры: «Зодчество» – с чертежной доской и рейсшиной в руке и «Ваяние», в руке которой раньше была стека – основной инструмент скульптора, ныне утраченная. Долгое время их авторство приписывалось Вере Мухиной, так как они создавались в ее творческой мастерской. Однако исследователи творчества Надежды Вентцель обратили внимание на газетные снимки того времени, где автор изображена в процессе работы над ними.

Скульптурный дворик изокомбината «Всекохудожник» с тиражными работами «Зодчество» и «Каменщик». 1937–1940 гг.

ЗА МИР

Во время Великой Отечественной войны Надежда Вентцель осталась в Москве, рисовала военно-патриотические плакаты и политические карикатуры. МОСХ организовал бригаду скульпторов, художников, которые работали в госпиталях – писали и лепили с натуры. В сортировочном эвакуационном госпитале № 290 в Лефортово Надежда Константиновна создала ряд натурных скульптур: бюст-портрет военврача Л. Л. Туманюка («Хирург перед операцией»), двухфигурную композицию «Медсестры» («Кровь для фронта»).

В 1943 году совместно с В. Мухиной и художником В. Ахметьевым Надежда Вентцель оформляла станцию «Семёновская» Московского метрополитена. Вместо ранее задуманных сцен времен Гражданской войны появились щиты с изображением оружия и гипсовые медальоны с портретами пехотинца, кавалериста, десантника, моряка, лётчика и танкиста.

С конца 1940-х и в 1950-х годах Надежда Вентцель работала с предприятиями Художественного фонда РСФСР, для которых изготавливала монументальные работы: фигуру «Лыжник», композицию для фонтана «За мир», композиции «Материнство», «Надгробие» и другие, работала над скульптурными портретами, например Героя Соцтруда Серафимы Котовой.

А в холле физического факультета МГУ на Воробьёвых горах можно увидеть, к примеру, ее авторства мраморный бюст Николая Умова – русского физика-теоретика, философа, заслуженного профессора Московского университета.

Н. Вентцель. «Юный натуралист». Скульптурная выставка. 1937 г.

ПРОЛЕТАРИЯМ И ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ

Как только страна стала возвращаться к мирному строительству, вновь понадобились «театральные» умения скульп-тора Надежды Вентцель. В 1952 году к ней обратился автор проекта Татарского театра оперы и балета архитектор И. Г. Гайнутдинов с просьбой выполнить для Казанского театра оперы и балета памятник А. С. Пушкину. А для фронтона этого театра она создала горельеф, в то время как две ее соратницы по «мухинской» мастерской Л. Ефимова-Шулик и О. Квинихидзе – женские фигуры.

Фронтон Татарского театра оперы и балета, где Н. Вентцель выполнила горельеф.

Иван Жолтовский, мастерская которого руководила проектированием здания Калужского драматического театра, хорошо знал Надежду Вентцель еще в довоенный период, по работе в Сочи, и, возможно, именно он порекомендовал талантливого скульптора для оформления фронтона театрального здания в Калуге.

В 1957 году в областной газете «Знамя» вышла заметка с фотографией, на которой скульптор запечатлена за работой над одной из женских  фигур из  композиции «Искусство – народу».

В помощь ей Калужская областная проектная контора «Облпроект» рекомендовала скульптора Анатолия Реброва, который работал и над художественным оформлением домов № 23а и № 25 на улице Кирова, стоящих с двух сторон от театра и обрамляющих  Театральную площадь. На его счету много работ, например, украшения для фронтона здания Шахтстроя (ул. Ленина, 51). Над скульптурной группой фасада театра также трудились Алексей Ястребов и Олег Кирюхин.

Памятник А. С. Пушкину в Казани, у здания Татарского академического театра оперы и балета 

Центральную часть постамента украшает рельефное изображение герба РСФСР, по обе стороны – фигуры двух сидящих вполоборота девушек в образе муз, одна держит в руке лавровый венок, у другой на коленях открытая книга. Есть версия, что скульптурная группа символизирует  синтез двух искусств – прообразом фигур являются муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия, их одежды напоминают античные туники. Можно предположить, что лавровый венок и открытая книга – атрибуты советских муз, увенчанные лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – это про синтез науки и искусства, создающегося в этих стенах для народа.

Эскиз нереализованного проекта Калужского драмтеатра мастерской И. Жолтовского, конец 40-х годов.

Интересно, что в первоначальном проекте здания, который был взят за основу, скульптурная группа на фронтоне тоже предполагалась – Эскиз более причудливая, хотя и с теми же атрибутами – гербом, серпом и молотом, лавровыми венками и т. п. Надежда Вентцель сделала ее уместной и более советской и даже прием «мокрых драпировок» древнегреческих мастеров здесь выглядит органичным. Грандиозные фигуры высотой 4,5 метра были «посажены» под крышу, но видны издалека. Их размер оправдан замыслом: они умело гармонируют со зданием, городом, не просто украшают, а являются самостоятельным произведением искусства, утверждают пафос и героику советского образа жизни.

Горельеф на здании Шахтстроя (Калуга, ул. Ленина, 51), скульптор А. Ребров.

Ольга КОНОВАЛОВА
Фото из открытых источников