Впервые в нашем городе выступил Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара.
В последние сентябрьские выходные сибиряки представили в Калуге три спектакля из своего репертуара: «По щучьему велению», «Человек рассеянный» и «Крошечка Хаврошечка». В это время артисты Калужского театра кукол выступали в городе Кемерово. Культурный обмен состоялся благодаря федеральной программе «Большие гастроли», которую проводит «Росконцерт».
«ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ»
Первая встреча кемеровских артистов с калужским зрителем состоялась на спектакле режиссера и автора инсценировки Павла Овсянникова по мотивам хорошо всем знакомой русской народной сказки.
Спектакль ширмовый, с перчаточными куклами – сейчас таких постановок все меньше. Ширма – условная граница между миром людей и миром кукол (в еще более общем понимании – живых и мертвых). Режиссер это подчеркивает: когда кукольный персонаж по ходу действия вываливается из-за ширмы, он тут же «воплощается» в живого актера.
Режиссер деликатно наделяет старую сказку новыми смыслами. К примеру, почему Емеля не встает с печи? Он бы и рад, но его покой строго охраняет матушка. Ни гостей незваных к нему не пускает, ни по дому помочь не позволяет. Не хочет она осознать, что сынок уже не деточка, а детинушка. Вот такой посыл родителям – не держите при себе, отпускайте сыновей и дочек в их собственную сказку. Тяжело, а что делать.
Но главные черты сказочного Емели остаются – он простодушный и добрый, только такому и можно доверить волшебные слова. Заставить или подкупить его не получится, а вот если по-хорошему попросить, все сделает – и щуку выпустит, и поедет на печи царевну-несмеяну веселить. Даже если палкой царского генерала поколотит, то не нарочно, не со зла – этот древний балаганный поединок безотказно смешит публику не одно столетие. А как органично звучат в спектакле мелодии народных песен с другими словами – иногда просто забавными, иногда сюжетообразующими.
В финале автор виртуозно вплетает в историю Емели пушкинский сюжет о рыбаке и рыбке. При неограниченных магических возможностях даже царевна рискует со временем превратиться в жадную старуху. К счастью, наш герой прост, да не глуп – сразу понял, что за сказка вдруг «включилась». А еще оказалось, что на его невесту щучье заклинание не действует, тут другие слова нужны. Надеюсь, все побывавшие на представлении мальчишки запомнили их как следует!
ТЕАТР, РОДИВШИЙСЯ В ВОЙНУ
В этот же день гости подробно и искренне ответили на вопросы калужских журналистов. В пресс-конференции участвовали главный режиссер Театра кукол Кузбасса Станислав Садыков, заслуженная артистка России Ольга Яцук, артисты Александр Ахмедов и Юлия Подгорная.
Артисты рассказали, что их очаровали уютные калужские улочки и спокойный ритм жизни небольшого города. Незабываемое впечатление на гостей произвел Музей истории космонавтики. Немало теплых слов прозвучало в адрес калужских зрителей – чутких, отзывчивых, деликатных, но в то же время требовательных. Как это часто бывает в театре кукол, взрослые зрители получили от спектакля не меньшее удовольствие, чем дети.
Интересна история Театра кукол Кузбасса. Началась она в суровые годы Великой Отечественной войны. В 1941 году часть труппы новосибирского театра «Красный факел» эвакуировалась в Новокузнецк. Артисты решили во что бы то ни стало дарить зрителям, прежде всего детям, радость и надежду. Спектакль создавали из подручных средств, в качестве музыкального сопровождения был баян, но 8 февраля 1942 года состоялась премьера детской музыкальной постановки «Волк и семеро козлят». Этот день считается днем рождения Театра кукол Кузбасса. Позже он переехал в город Кемерово – столицу области. Имя Аркадия Гайдара театр носит с 1953 года, когда на его сцене был поставлен спектакль «Р. В. С.» по повести писателя.
ПЯТЬДЕСЯТ НА ПЯТЬДЕСЯТ
В репертуаре театра есть спектакли для всех возрастов: детей, подростков и взрослых. Главный режиссер считает, что оптимальное сочетание постановок для детей и для взрослых – 50/50, причем спектакли должны быть разноплановыми. В этом могли убедиться и калужские зрители: постановки, которые кемеровский театр показал в нашем городе, совершенно не похожи друг на друга.
– Моя мечта – чтобы театр кукол был для всех, чтобы человек оставался с нами с рождения и на всю жизнь, – говорит Станислав Садыков. – В 2020 году мы поставили «Доктора Фауста» по Кристоферу Марло, чье произведение стало одним из источников для Гете в создании его великой трагедии. Обращаемся мы и к русской классике – в репертуаре есть спектакль «Поднимите мне веки» по повести Гоголя «Вий». Одна из последних премьер – «Елка у Ивановых». Пьеса Александра Введенского – странная, противоречивая вещь, которая неожиданно хорошо звучит в наше время.
Журналисты услышали необыкновенную историю о том, как этот спектакль настолько вдохновил одного из зрителей, что он создал киноклуб, в котором единомышленники собираются для просмотра киноклассики и артхауса.
ТЕАТР ГОРОЖАН
Спектакль всякий раз заново рождается на сцене, вновь и вновь возникает невидимая связь между сценой и залом, актеры и зрители испытывают живые, здесь и сейчас возникающие эмоции. Именно поэтому театр будет жить всегда, его не заменят современные медиа. Но чтобы привести зрителя в театр, важно быть с ним на одной волне.
Станислав Садыков рассказывает о «театре горожан» как одном из способов взаимодействия со зрителем. Два года назад участницами первой пробной лаборатории «Мам-театр» стали женщины в декретном отпуске. Проект получился удачным – из более чем 30 участниц 15 дошли до финала и создали свои миниспектакли. Кроме того, у мам появилось свое сообщество, они продолжают общаться и приходят в театр уже вместе с детьми.
Есть в театре проект «Кукла лечит» – артисты выезжают с небольшими спектаклями в больницы. Летом для детей организуют театральную лабораторию, где ребята осваивают азы актерского мастерства, пробуют себя в качестве режиссера, художника по свету и звуку. Неизменным успехом у детей и взрослых пользуются экскурсии по закулисью – тот, кто побывал на них, обязательно вернется в театр.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото Светланы Паниной









