«Это моя душа,  моя жизнь»

Беседуем с Аллой Евтодьевой – музыкальным руководителем детского сада № 75 «Синяя птица»

На ее занятие я впервые попала несколько лет назад. Тогда еще не знала, что у меня появится возможность рассказать о ее работе в газетной публикации. Алла Анатольевна сама сочиняет песни и танцы для ребят и без творчества, по ее признанию, жить не может.

Особый жанр

В «Синей птице» Алла Анатольевна работает шесть лет, до этого трудилась в других детсадах. Она окончила музыкальную школу, музыкальное училище и филологический факультет КГУ. Ее путь в профессию начался в 17 лет.

– Мама была заведующей детским садом и на время отпуска коллеги предложила мне позаниматься с детьми музыкой, я тогда училась в музыкальном училище. Сразу поняла, что это мое. Вопроса, куда идти, для меня не было – только в детский сад. Когда я работаю – я полностью погружаюсь в занятие, в творчество. Если что-то делать, то делать хорошо.

Все песни, которые они поют с ребятами, Алла Анатольевна сочиняет сама – и стихи, и музыку. У неё уже 47 дисков с детскими песенками.

– Можно сказать, они приходят сами. Я их только записываю. Бывает, во сне приходит идея. К каждому сезону, к каждому сценарию и новой группе – новые песни и танцы. Сочинительство – моё увлечение.

Детские песни – особый жанр, их писать труднее, чем взрослые. Необходимо соблюдать тематику, стилистику, не скатываться в попсу.

– Нужно учитывать детскую психологию, голосовой диапазон. Текст должен быть интересен и понятен детям. Я сочиняю песни под конкретную группу, потому что знаю и люблю этих детей, знаю их возможности. Ну и, конечно, важно, чтобы детям песня нравилась.

Ноу-хау и мотивация

– Мое ноу-хау – игровое распевание. Обычно при распевках поют, держа одну ноту. Но если у ребенка нет слуха, ноту он держать не сможет. В моих распевках мы поем за разных персонажей, которые беседуют. Голоса у них разные, дети учатся чувствовать этот контраст. Мы поем высоким и средним голосом. Это развивает музыкальный слух.

У Аллы Евтодьевой есть распевки на сказочные сюжеты, по временам года, есть просто сюжетные, потому что не под каждое занятие подберешь сказку. Все они подшиты в книжечки и сопровождаются яркими иллюстрациями. Игровое распевание детям нравится, они учатся слышать не только музыку, но и друг друга. Даже самые маленькие знают, что крик – враг пения.

– Я им объясняю: «Мы должны спеть так, чтобы собрать букет из голосов, чтобы они сливались. А то представьте: букет собрали, а тут торчит колючка, там кактус, там крапива, там репейник. Красивый будет букет?»

За любое, даже маленькое достижение Алла Анатольевна хвалит своих воспитанников. У неё есть целая подборка поощрительных значков. Она открывает коробочку и показывает их мне:

– За пение, танец, за чисто спетую мелодию и выразительность, за выполнение движений, умный ответ, за хорошую дикцию. Они стараются, чтобы заработать эти значки.

Что касается танцев, ребенок в детском саду должен освоить определенный набор движений. Как и в обучении пению, есть специальные правила, которые дети должны знать: как двигаться, чтобы не мешать друг другу, как держаться за руки, соблюдать расстояние между парами. Для каждого танца – своя схема, дети умеют их читать, со временем они усложняются.

– Ребятам интересно, когда танцы сложные. Приучаю их к тому, что надо трудиться, чтобы чего-то добиться.

С мальчишками, конечно, и в танцах, и в пении тяжелее. Им больше чем девчонкам нужна мотивация.

Не занижать планку

На музыкальных занятиях видно общее развитие ребенка. К сожалению, напрашивается ряд неутешительных выводов.

Во-первых, дети не только не читают сами, но и родители им не читают. Они не всегда знают, из какой сказки персонажи, какие стихи написал, например, Корней Чуковский. Во-вторых, у них маленький словарный запас. В-третьих, у них пропало здоровое самолюбие, их трудно расшевелить, в глазах часто скука и нежелание что-то делать. На этом фоне сильно выделяются дети, с которыми родители занимаются.

В детском саду стараются заполнить пробелы, например, приучают детей слушать классическую музыку, чувствовать её.

– Мои дети слушают Вивальди, Моцарта, Чайковского. Но начинаем мы с того, что я сама играю, а они говорят, какая музыка – высокая, нежная, ласковая, спокойная, тихая. Чем старше, тем сложнее становятся задачи. Есть хорошие видеоклипы на классическую музыку, а визуальное сопровождение дети воспринимают лучше.

Не надо идти по пути упрощения, не только в пении, но и в танце. Я не занижаю планку, лучше немного ее завысить, чтобы было куда расти.

Все интересное сложно, и все сложное – интересно. Чем старше становишься, тем интереснее делать то, что посложнее. Это и есть развитие.

Дети и нейросети

Сейчас время активного развития нейросетей. Многие музыкальные руководители обрадовались: можно быстро и просто получить песню на любой сюжет. Но в этом увлечении кроется большая опасность: материал, который музыканты презрительно называют «танчиками», когда искусственным голосом поют примитивнейшие вещи, может вытеснить детский репертуар.

– Эта музыка не для детей, под неё невозможно двигаться. Вышли, встали, потоптались, похлопали, покружились – это не танец. Подобные композиции не должны заполнять весь репертуар. Их можно использовать для развлечения, когда надо организовать какой-нибудь флешмоб, но не для занятий. Воспитатель и музыкальный руководитель не должны переходить в разряд аниматоров.

В единой тональности

Конечно, всегда важно, чтобы рядом были единомышленники. Для Аллы Анатольевны это коллеги: заведующий детсадом Ольга Попова, старший воспитатель Виктория Марчук, воспитатели Мария Климова и Юлия Карасева. Они всегда идут навстречу, помогают, придумывают, как сделать лучше, красивее, какой подобрать материал.

– Очень здорово в одной тональности работать с человеком, когда одни требования, один взгляд на то, как дети должны развиваться. Это очень важно.

Очень хорошо эта командная работа была продемонстрирована в рамках недавно прошедшего на базе «Синей птицы» семинара, посвященного организации музыкального развития дошкольников, где был представлен опыт организации музыкальной деятельности в смешанных (3–5 лет) группах и кружковой деятельности.

Семинар постоянно действующий. Отличительная особенность: здесь не выступают просто с докладами, все показывают на практике, а работу по музыкальному развитию демонстрируют в динамике – от младших дошколят до детей подготовительной группы.

И номера, с которыми выступают ребята, не готовят специально к семинару, а берут из утренников.

– Мы показываем систему работы, не «натаскиваем» детей ради открытого занятия. Я всегда говорю: «Ребята, получайте удовольствие от того, что вы делаете. Только тогда вы так прочувствуете песню и так станцуете, что у всех мурашки побегут. Если вам неинтересно – и всем будет неинтересно.

Дарья ЛЕОНТЬЕВА

Фото из архива Аллы Евтодьевой