Продолжаем разговор о том, какие порой интересные детали скрываются за пределами очевидного
Когда проходишь мимо этого мощного и красивого здания, сразу понимаешь – перед тобой школа. Несмотря на солидный возраст, оно хорошо сохранилось и практически не перестраивалось, что делает его уникальным образцом советской послевоенной архитектуры.
Его история началась задолго до постройки и непосредственно связана с периодом исканий в области концепций обучения. Законченную организационную структуру школа получила после постановления Совнаркома в 1934 году, когда было принято решение о массовом строительстве школьных зданий. Одним из пунктов постановления было «Утвердить типы школьных зданий в городах и запретить без разрешения СНК союзных республик проводить строительство нетиповых школ. Обязать наркомов просвещения лично утверждать все проекты школьных зданий в соответствии с установленными типами и нормами школьного строительства».
Этим постановлением определены типы общеобразовательных школ в городах – на 280, 400 и 880 учащихся.
В 1938 году провели всесоюзный конкурс на лучший образцовый проект школьного здания. Архитекторам поставили задачу создать проект недорогих зданий из унифицированных материалов, с тем чтобы построить как можно быстрее и больше школ.
Проект 272
Среди школьных проектов на 880 учеников победила работа ленинградских архитекторов Леонида Асса и Александра Гинцберга, которая получила кодировку 2-02-02 (она же 272).

Школы по проекту 272 строились в послевоенное время почти во всех городах СССР (к примеру, только в Ленинграде и области по этому проекту были выстроены 32 школы). Большинство из них до сих пор выполняют свое назначение в прежнем качестве. Здание в Вологде – одно из первых этой серии.
Это компактное П-образное четырехэтажное здание из кирпича с 22 классными помещениями (по два класса с первого по десятый и два подготовительных). Следующие 20 лет этот проект воспроизводился во всех городах Советского Союза, правда, в немного модернизированном виде.
Отличаются эти здания разве что вариантами лепнины на фасаде да небольшими вольностями в устройстве скатов крыши. Внутреннее пространство, планировка классов – одинаковые.

Все школы построены из кирпича, но снаружи их порой облицовывали декоративными плитками. Здание узнается благодаря унифицированным деталям, даже тогда, когда имеет единый колор или не оштукатурено вовсе. Несмотря на то что проект типовой, каждое построенное здание немного отличается от других за счёт окраски стен, оштукатуривания, элементов лепнины на фасаде. На фото – город Казань.
На первом этаже учебных классов не было. Центральный вход, раздевалки, большой вестибюль, входы на лестницы. Основные помещения первого этажа – библиотека, учительская, кабинеты завуча, директора, врача, вспомогательные помещения, включая квартиру директора и сторожа… Второй, третий и четвертые этажи – трехстороннее расположение классов по периметру с выходом в просторный рекреационный коридор. Актовый зал и спортивный, в том виде, как мы привыкли, в проекте не были предусмотрены, зато четыре из шести кабинетов последнего этажа занимали лаборатории – физические и химические.
Калужский вариант
По проекту Л. Асса и А. Гинцберга в Калуге построены две школы. Обе появились в середине 50-х годов в разных районах города.
Одна возникла на пустыре, оставшемся от бывшего Крестовского монастыря на улице Карла Либкнехта, и стала сначала женской школой № 57, а затем, в 1960-м, – средней трудовой политехнической и получила нынешний номер 17. Вторая выросла на пустыре вблизи улицы Коммунаров.

К изначальному П-образному зданию в 1975 году сделана пристройка, и теперь к школьному зданию добавился новый Т-образный объем.
В здании сначала разместилась 1-я мужская школа, в 1954 году она была преобразована в среднюю школу № 8. Различаются они незначительными архитектурными деталями на фасаде.

Проект 272 предусматривал размещение в школьном здании квартир для директора школы и дворника. Сейчас эти помещения используют под хозяйственные нужды, и об их жилом предназначении можно догадываться лишь по артефактам. Например, на стене до сих пор можно увидеть остатки винтажных обоев, которые сами по себе уже история.
В зданиях, построенных в середине 50-х годов, заметны переработки типовых проектов. Так, в школе № 8 часть помещений первого этажа была отдана под слесарно-станочную мастерскую и класс домоводства для девочек, холл первого этажа превратился в спортивный зал, а рекреация четвертого этажа использовалась как актовый зал.

С начала 1960-х годов учебное заведение приобрело статус опорной школы города и области, на пришкольном участке учителя и учащиеся проводили опытные работы
На сегодняшний день здание уже перешагнуло планку пенсионного возраста и со временем обзавелось пристройками под современные образовательные задачи, но это уже, как говорится, совсем другая история.
А наши здания проекта 272 со временем вполне могут стать одними из ярких памятников архитектуры нашего города.

Павел Николаевич Четвериков, до этого возглавлявший школу № 5, в 1955 году был назначен директором средней школы № 8, вел уроки химии. На фото он вместе с секретарем комсомольской организации Валентиной Мироновой в 1962 году.
Вспоминает Александр Максимов, ученик школы № 8 с 1957 по 1963 год:
– После школы № 7, в которой я проучился первые две четверти в 1956 году, маленькой, двухэтажной, школа № 8 показалась мне огромной, с большими коридорами, где можно и побегать. Она меня одновременно поразила и обрадовала! Но бегать по коридорам школы не разрешали и строго за это наказывали. Всегда какой-нибудь класс на этаже был дежурным и следил за порядком. С лестничных проемов первого этажа можно было попасть в бомбоубежище в подвале, которое также имело дополнительный вход со двора школы.
Елку для учеников младших классов всегда ставили в рекреации второго этажа, там же проводили для них утренники, а вечера для старшеклассников – на четвертом. Полы холлов 2-го, 3-го и 4-го этажей были паркетные, а в классах – обычные, из досок. Школьники по отдельным графикам тщательно натирали паркетные полы на каждом этаже.
Школьный двор был большой по площади, включал пришкольный сад, спортивную площадку (баскетбольное и два волейбольных поля, две площадки для проведения занятий с двумя группами по 15–20 человек одновременно, прыжковые ямы) и вспомогательную часть по площади не меньшую, чем спортивная площадка. Они были окаймлены беговой дорожкой. Спортплощадка располагалась на высоте 6–9 метров от подножья здания школы, подняться на неѐ можно было по каменной лестнице шириной примерно 8–10 метров. С правой стороны от центрального фасада школы располагался пришкольный сад.
Ольга КОНОВАЛОВА
Фото Антона Забродского, музея школы № 8 и из открытых источников










