Включаем «НИКУ»

В феврале главной калужской телерадиокомпании исполняется 35 лет. И этот юбилей команда встречает с новыми молодыми руководителями Александром Сорокиным и Валентином Васильевым

Как начинались их романтические отношения с «Никой», закончившиеся браком по любви? В чем заключается сложность руководства телекомпанией и в чем – удовольствие? Какие достижения за последнее время считают главными и чем, по их мнению, измеряется успех? Об этом мы говорили с генеральным директором Александром Владимировичем и главным редактором Валентином Валентиновичем.

 – Александр Владимирович, почти год вы носили сокращение и. о. Что почувствовали, когда вас утвердили в должности полноправного гендиректора?

А. С.: – Первая мысль: зна­чит, прошёл проверку. Оправ­дал доверие. А это значит, что предстоит та же работа, которую мы делали и делаем с Валентином и, собственно, всем коллективом каждый день. Значит, будем двигаться в том же направлении, только теперь в официальном ста­тусе, и еще строже придется отвечать за всё и за всех, за каждый шаг и любую ошибку.

 – Валентин Валентинович, до этого вы были в должности генерального продюсера, а с назначением Александра стали главным редактором. Как вам живется в новой роли?

В. В.: – Должностные обя­занности, конечно, новые, но ответственность и направ­ление работы плюс-минус пересекающиеся. Выше уро­вень ответственности во всех отношениях и прежде всего в юридическом плане – за со­трудников, творческую часть работы, по которой нас оцени­вают телезрители.

 – С какими мыслями встаете утром?

А. С.: – С такими же, с какими и ложусь поздно вечером, по­рой и за полночь. Если раньше, будучи журналистом, веду­щим, редактором, я занимался только творчеством, то теперь приходится решать такой раз­носторонний объем вопросов, касающихся всех сфер – кадро­вой, правовой, технической, финансовой… Во все тонкости необходимо вникать, все дер­жать под контролем. Времени не хватает. Это такой нетвор­кинг, который необходимо создавать, чтобы ежедневно поддерживать устойчивые связи с контрагентами, с людь­ми, которые могут повлиять на развитие компании, с фе­дералами, которые могут поделиться компетенциями или помочь наладить какие-то процессы. Выхожу поздно ве­чером, перед сном, погулять с собакой на час-полтора, и тут у меня возникают какие-то идеи или моменты, которые мы упустили в течение дня. Я на­чинаю накидывать главреду голосовые сообщения. И не только ему, но и руководите­лю отдела рекламы Степану Амелину, или Маше Лазаре­вой – заместителю главного редактора, или ещё кому-то. Мыслительный процесс не прекращается ни на минуту.

– Валентин Валентинович, я правильно понимаю, что генеральный директор держит главного редактора и других руководителей в тонусе 24 на 7?

В. В.: – 25 на 8 (смеется). И это норма вещей. Александр Владимирович дает нам им­пульс, а мы тут же вместе с коллегами начинаем гене­рировать идеи и составлять планы на завтрашний день, об­суждаем их в режиме онлайн.

Я себя как-то поймал на мысли: если мы один час не общаемся в переписках или не созваниваемся, появляется чувство тревожности. Это зна­чит, на телерадиокомпании на­ступает стадия стагнации, и мы что-то важное в этот момент теряем. Если ты не живёшь этим круглосуточно, значит, «Ника» не твоё, я бы так сказал.

 – Александр Владимирович, вся ваша карьера связана с «Никой ТВ». 15 лет назад вы пришли сюда ведущим на радио, корреспондентом. Давайте вспомним, как все начиналось… Вы же тогда не думали, что возглавите телерадиокомпанию?

А. С.: – О чем вы! Какой там гендиректор! У меня, начиная с журфака, был только один вектор – стать журналистом. Людей с «Ники» я считал не­божителями! Мы, студенты, боялись в этот медиахолдинг заходить. Когда к нам в инсти­тут пришла Ольга Кузьмина с предложением попробовать свои силы в радиожурналисти­ке, я с замиранием сердца ле­леял надежду, что меня могут взять. На любых условиях готов был работать, хоть бесплатно. И Ольга вдруг говорит: «При­ходи завтра, у тебя замеча­тельный голос». На крыльях прилетел! Но так волновался, что не смог прочитать нор­мально новостную сводку. Язык заплетался, запинался. Она посмотрела и говорит: «Ну, ладно, выдохни. Через пару месяцев приходи, посмотрим». Прошло полгода, звонит Оля: «Ну, давайте попробуем ещё раз». Я так обрадовался. Слы­шу в трубке: «Надень костюм». Я подумал: «Боже мой! Это, на­верное, пробы на телеэкран». Я маме, бабушке рассказал. Надел выпускной костюм – единственный у меня на тот момент. Пришел – такой на­рядный франт. Все на меня смо­трят: «Господи, что за малый? Зачем этот костюм? Ты к чему готовишься?» А оказалось, это Ольга не мне говорила, она па­раллельно со мной и с мужем разговаривала, который стоял, видимо, рядом с ней и куда-то собирался.

Мне повезло. Тогда главным редактором была Света Гор­деева. Видимо, я ей внушил доверие, и она сказала: «Слу­шай, странный малый в костю­ме, оставайся». И я остался. Моё становление, собственно, началось со спортивной редак­ции. А первый управленческий опыт получил в редакции ана­литических программ.

 – Помнится, ваше шоу «Решалити» взяла ТЭФИ…

А. С.: – Уровень журналистов на «Нике» и тогда был очень высоким. Но, в отличие от се­годняшнего дня, практически никто не верил, что можно до­биться успеха на федеральном уровне. В этом плане было та­кое упадническое настроение: «Невозможно, потому что там всё куплено, там своё сообще­ство, там все призы, награды распределены, даже не суй­ся…» В этом были убеждены даже самые опытные журна­листы. А для меня это вызов. Я думал: «Обязательно надо попробовать». Главным редак­тором была Светлана Королё­ва, а генеральным директором Сергей Николаевич Трубицын. Они показывают список, где на конкурс ТЭФИ Region было отправлено определённое количество заявок. Смотрю, нашего шоу нету. А оно тогда прямо гремело, обсуждалось бурно, было рейтинговым. Я был очень удивлён: «Ну как же так?! Вы наше шоу не поста­вили на ТЭФИ?! Если проблема в финансах – я сам оплачу». И они тогда смилостивились: «Успокойся, оплатим, езжай». В итоге мы взяли ТЭФИ. По­сле этого меня поставили шеф-редактором информа­ционного отдела. Потом – зам главного редактора.

Большую роль в моем ста­новлении сыграл Сергей Ни­колаевич Трубицын – лич­ность непререкаемая. При нём «Ника» обрела свою тех­нологическую мощь. Это тот человек, который имеет ко­лоссальное количество связей и не стесняется их применять для развития нашего медиа­холдинга. Сергей Николаевич ныне председатель совета ди­ректоров. Человек, который с отеческой любовью относится к «Нике». Когда я только при­шёл, для меня это была некая точка опоры, точка поддерж­ки, без которой, наверное, ни­чего бы у меня не сложилось.

 – После Светланы Королёвой вы стали главным редактором…

А. С.: – Светлана Алексеевна – замечательный человек и большой профессионал!

Честно говоря, я не ожидал, что мне предложат долж­ность генерального дирек­тора. Я ведь уже конкретно смотрел в сторону Москвы. В должности главного редак­тора достиг определенного потолка и уже чётко решил: ухожу в мастерскую управле­ния «Сенеж».

 – Валентин Валентинович, а каким было ваше восхождение на «Нику»?

В. В.: – Моим продюсером, если можно так выразиться, стал Серёжа Романов, Цар­ствие ему Небесное. Я приехал из Приднестровья. И перед тем как отправиться в путь, в интернете на одном из жур­налистских форумов написал: «Ребята, еду в Калугу. Имею опыт журналистской работы на республиканском телеканале. Подскажите, в какую дверь можно постучать?» И первым откликнулся Серёжа Романов: «Я работаю на «Нике». При­едешь, заходи в гости, позна­комимся». И потом на этом же форуме обычные калужане, не имеющие отношения к «Нике», писали: «Только «Ника» здесь в Калуге. Кроме «Ники» вообще никуда не смотри». Вот думаю: «Что это за «Ника» такая ин­тересная»? Приехал, познако­мился, в этот же день меня на съёмку отправили. Посмотрел, ну, думаю, это всё знаю и умею как будто бы… Мне по душе пришлись принципы работы, которых здесь все стараются придерживаться. Очень понра­вилось отношение коллектива. Тепло ко мне отнеслись бук­вально все: корреспонденты, операторы, редакторы и руко­водители. Просто взяли за руку и повели, объяснили, показали, рассказали. Там, где я работал, такого не было. Там журнали­стика – это выживание.

 – Скажите, наверняка испытываете в чем-то наибольшую сложность, а в каких-то делах получаете больше удовольствия?

 А. С.: – Вопрос, конечно, обез-оруживающий. Сложности… На самом деле их много. И я стараюсь не заострять на них внимание. Если на сложно­стях фокусироваться, тяжело чего-то положительного до­биться: будешь постоянно прокручивать: тяжело, тяжело, тяжело… И вообще, тяжело – понятие субъективное. Для кого-то тяжело встать с дива­на, взять пульт, переключить телевизор, а для кого-то тя­жело выиграть Олимпийские игры. А вот с удовольствием проще. Здесь родное место, место силы. Это место, где я состоялся как человек, как профессионал. Как говорит моя жена: «У нас не трое де­тей. У нас их четверо. Четвёр­тый ребенок – это «Ника». И, по всей видимости, самый любимый твой ребенок – судя по количеству времени, которое ты там проводишь, и исходя из того, что дома дети видят в основном твою спину, согнувшуюся над ноутбуком или мобильником». Вот, на­верное, так.

 – У вас, Александр Владимирович, трое детей?! Удивительные вы, загадочные «телерадиониковцы». Помешанные на работе, как правило, многодетные родители…

В. В.: – Мы так дома рабочий стресс снимаем (смеется).

А. С.: – Когда я пришёл на «Нику», смотрел огромными глазами на Марину Глушен­кову, думал: «Как? Семь де­тей – это нереально!» У Паши Вепринцева, по-моему, пять уже. У Яны Юхиной – четверо. У Маши Дериновой – трое… Да как так? Недоумевал, а потом втянулся и, что называется, понял вкус жизни (смеется).

 – Вернемся к работе. Какие из достижений за последнее время на «Нике ТВ» вы считаете главными?

А. С.: – Их немало. Однако главным я назвал бы проект «Останься», с которым мы устроили в прошлом году от­крытые показы. Первый – во дворе Краеведческого музея. Для нас это была проба пера, мы не претендуем на «Оска­ра», но для ребят это был живой эксперимент, который действительно их зажёг. И мы получили отдачу от зрителей. Проект приняли очень тепло. Фильм пробирал до мурашек, до слез – такие были отзывы. Проект завоевал серебряный диплом ТЭФИ. Нас отметил оргкомитет Победы – присла­ли благодарность и памятную медаль к 80-летию Победы за подписью президента Влади­мира Путина. Теперь авторы решили работать над продол­жением.

Далее мы запустили стри­минговое потоковое вещание «ВКонтакте», на «Рутубе». Полностью преобразили все наши приложения. Обновили приложение и для iPhone, и для Android, подстроили под актуальную модель медийное потребление.

Мы сделали полностью новое смарт-приложение для умных телевизоров, то есть теперь открываем, запускаем, и вот она – «Ника». Сейчас мы вошли и в «СберБокс» – тоже удобный гаджет.

В. В.: – У нас много проек­тов, в которые мы вклады­ваем не только всю душу, а все физические силы и даже подвергаем жизнь опасности. Сколько у нас фильмов, при­везённых из Донбасса! Это работа Светы Виноградовой, которая отвечает за духовно-просветительскую тематику, за православие. Она очень глубоко прониклась темой СВО, единственная из регио­нов получила федеральную премию.

 – А какие у «Ники» самые рейтинговые программы? И, собственно, как измеряется рейтинг?

А. С.: – У нас есть специаль­ная программа – Media Hills. Лидируют новости, и теле-, и радио-. Это естественно – людям интересно, что проис­ходит в регионе. В лидерах и программа «Неделя», где мы даём ещё и некую аналитику. И, конечно, авторские про­граммы.

 – В прошлом году «Ника» впервые транслировала выпускной в Калуге. Об этом потом в народе много говорили…

В. В.: – Это был абсолютный лидер рейтинга. Мы его даже повторяли несколько раз, он занимал в течение месяца ключевые строчки. И, конеч­но, в рейтинге программы «Глушенкова – и точка», «Утро первых», утреннее радиошоу «Поехали!». Еще вот что лю­бопытно: пальма первенства меняется в зависимости от сезона. Осенью и весной боль­ше смотрят «Утро первых» и новости. Летом люди пред­почитают преимущественно документалистику, тематиче­ские, культурные программы.

 – Действительно, любопытно. Однако мои интересы одинаковы и летом, и осенью, и весной, и зимой: предпочитаю авторские программы Нанули Кумелашвили, Марины Глушенковой, Марины Улыбышевой, Ирины Воронцовой, Михаила Борисова, Антона Носова. Думаю, эти журналисты своим талантом и интеллектом вполне могли бы украсить любой столичный телеканал.

А. С.: – У нас очень крутая ко­манда. Это отмечают наши и московские коллеги в том чис­ле. Антон Липовский работал на «Звезде», сейчас сотруд­ничает с ОТР, но продолжает свою работу на «Нике». Если вбить в поисковике «Николай Фомушин», можно увидеть его выступления у блогеров на федеральных телекана­лах, но он сохраняет свою связь с «Никой». Люди, кото­рых ценят на федеральном уровне, имея там хорошую цитируемость, федеральный медийный вес, продолжа­ют работу здесь, на «Нике». Очень большой творческий потенциал у всей команды. У нас первоклассные режис­серы, операторы, монтажёры. Золотые водители! Говорим: «Ребята, надо в субботу в пять утра выезжать». Никто не со­мневается и не возражает даже. По-настоящему коман­да мечты!

 – Вы взяли федеральный грант. Чем покорили?

А. С.: – Первый за всю исто­рию, даже, наверное, всех региональных средств массо­вой информации. И нас уже позвали на новую заявочную кампанию, говорят: «Слушай­те, здорово получается у вас! Давайте ещё». Так что будем писать новые заявки.

 – Какие цели ставите, запуская новые проекты?

А.С.: – Первая цель, самая глав­ная, – чтобы проекты были социально значимы, интерес­ны людям. Второй момент, скорее, технологический, с учётом современных требо­ваний. Нейросети, искусствен­ный интеллект – это не просто громкие слова, мы их уже применяем. У нас есть две ней­росетки. Одна помогает нам оперативным путём находить и получать всю информацию с упоминанием Калужской области на федеральном уров­не. Вторая – для модерации комментариев в наших соц­сетях. Как только она видит комментарии, нарушающие действующее федеральное и региональное законодатель­ство, их уничтожает. Рекламу и спам-атаки тоже уничтожает. Также применяем искусствен­ный интеллект в генерации контента. Одним словом, ста­раемся быть современными, прорывными.

 – Очень сложно чем-то удивить современного человека, привлечь его внимание. Как боретесь за зрителя?

В. В.: – Каждый новый про­ект – это как экзамен на при­влечение внимания зрителя.

4 марта мы дадим старт но­вому проекту, который будут вести Марина Богомолова и Николай Фомушин. Это по­знавательное тревел-шоу. Хотя слово «шоу» некорректно по отношению к такому мощ­ному, серьезному проекту – «По монастырям». Марина и Николай будут не просто рассказывать и показывать, как живут монахи и старцы, а сами испытают на себе мона­стырскую жизнь, насельника и насельницы, послушника и послушницы.

А. С.: – Задача журнали­стов – показать известные не только калужанам наши православные места так, что­бы у каждого, даже хорошо просвещенного человека, воз­никло желание, во-первых, до­смотреть этот проект до конца, а во-вторых, сказать самому себе: «Съезжу-ка я ещё раз в это намоленное святое место. Что-то я там недосмотрел».

 

Беседовал  Александр ФАЛАЛЕЕВ

Фото из архива «Ника ТВ»