В среду, 18 марта, в калужском инновационном культурном центре состоялась премьера масштабного проекта под названием «Действующие лица».
Это цикл лекций и творческих встреч с людьми, составляющими гордость современной отечественной культуры: режиссерами, художниками, кинематографистами, актерами, писателями, архитекторами, культурологами, критиками. Первым «действующим лицом» проекта стал литературовед, телеведущий, писатель Александр Архангельский. Он выступил перед калужанами с лекцией «Что может культура».
– Сегодня главные проблемы современности, главные ее конфликты, главные ее надежды связаны с культурой. Вокруг культуры в последние годы возникает много конфликтов – это фильм «Матильда», судьба Исаакиевского собора, двух крупнейших национальных библиотек. Я не оцениваю эти сюжеты, но именно они самые напряженные и вызвали интерес в обществе, значит, люди с ними связывают свои представления о жизни в целом, – отметил Александр Архангельский.
Он объяснил, что с точки зрения развития обществ и экономик есть три модели – революционная, застойная и модернизационная, то есть бесконечное обновление, направленное на развитие.
– После Второй мировой войны почти 50 стран выбрали модернизационный путь развития. Его удалось пройти Южной Корее, Тайваню, Японии, Сингапуру, Гонконгу. Ни одна из этих стран на начальном этапе не имела никакой демократии, она не является необходимым условием для начала процесса модернизации. Для этого обязательно изменение образа мира, причем не насильственное, не разрывающее с традициями. Эти страны сохранили связь со своими традиционными укладами, – привел пример Александр Архангельский. – А вот у Аргентины, имевшей стартовые условия гораздо лучше, чем у этой пятерки, ничего не вышло, потому что элиты посчитали, что у них все нормально, оставили у себя архаические модели и отказались работать с ценностной шкалой. На большой культурной карте мира Аргентины сейчас нет.
Говоря о месте России в культурном процессе, Александр Архангельский сказал, что у нас есть всемирно признанные образцы во всех видах искусства, но на современном этапе слабо развиты культурные практики. Причиной он считает попытки системной архаизации культуры. Однако появляются альтернативные механизмы финансирования культурных мероприятий, возникают локальные культурные сообщества.
Александр Архангельский отметил роль местных инициатив, способных вывести города и населенные пункты на новый уровень развития, приведя в пример Коломну и Мышкин, которые нашли, а может быть, придумали свои особые истории, ставшие брендами для местного населения и привлекательными для туристов, создали новые традиции.
– Любая традиция – это бывшая новация, это живой процесс, – уверен Александр Архангельский.
– С одной стороны никакая культура ничего не смогла сделать с миром в XX веке, она не защитила его от войн, революций, насилия, а с другой стороны, если мы посмотрим внимательно вглубь, только она помогла человечеству в страшную эпоху выжить, – отметил Александр Архангельский.
Николай АКИМОВ
Фото А. Гусева