Более двух лет пытается успешно решать коммунальные проблемы домовой совет, который возглавляет Лидия Афонина на площади Мира, 2. Вместе с другими активистами она рассказала корреспондентам «КН» о том, как трудно договориться собственникам в большой многоэтажке, и что получилось, когда согласие все-таки удалось достичь.
– Как был создан ваш домовой совет, кто в него входит?
– Дом у нас большой – около 1200 собственников, причем вселялись жильцы в течение семи лет. Понятно, что люди знают друг друга не дальше собственного подъезда. Когда появилась необходимость создать совет, многие не сразу поняли и оценили эту идею. Пришлось объяснять: совет нужен для того, чтобы контролировать работу управляющей компании. Первые попытки создать совет предпринимались еще в 2008 году. Сейчас у нас в состав совета входят 10 старших по подъездам и председатель. Провести сбор всех собственников очень сложно, важные вопросы решаем советом, доводим информацию до собственников через информационные стенды, которые есть в каждом подъезде. Собираемся на заседания совета 1-2 раза в месяц, радует, что в жизни дома участвуют молодые люди – у нас в совете пять пенсионеров и пять работающих.
– Какие трудности возникают у общедомового совета в таком большом доме?
– Кроме квартир в доме находятся восемь нежилых помещений, с владельцами которых трудно прийти к компромиссу. Например, никак не можем от них добиться оплаты в фонд капитального ремонта. Также не можем пока решить и вопрос с парковкой внутри двора, и пока у нас в качестве вынужденной меры стихийное заграждение от чужаков, которые не хотят пользоваться платными парковками. Планируем заняться межеванием земельного участка, и тогда уже можно будет говорить о дворовом благоустройстве.
– Как складываются ваши отношения с управляющей компанией?
– Сложно. В конце 2016 года на дверях подъездов мы увидели объявление о том, что за невыполнение ряда предписаний жилинспекции в отношении нашей УК принято решение о прекращении договора управления нашим домом. Мы оказались перед выбором: вернуться в прежнюю УК или искать себе другую. Если не решить этот вопрос, дом могут выставить на аукцион и управлять домом будет та УК, которая победит в аукционе. Жильцы стали звонить членам совета, просить разъяснений. Мы собрались и пришли к выводу, что возвращаться в прежнюю УК нам точно не надо, у нас никак не получалось наладить с ней отношения, выполнялись лишь аварийные работы, да и то лишь бы как.
Встал вопрос, кого же выбрать, чтобы не прогадать? Проштудировали Интернет, прислушались к мнению «сарафонного радио», проконсультировались с депутатом и в жилинспекции и нашли среди прочих ООО «УК дом Радужный». Нас приняли очень хорошо, на все вопросы ответили.
Мы прошлись по домам, которые уже обслуживает эта компания, поговорили с людьми и только после этого решили: будем этот вариант предлагать на общем собрании. Оформили протокол – 69% из 66 необходимых голосов мы перешли в новую УК с 1 марта 2017 года. Пока говорить об оценках деятельности новых управляющих рано, но их подход к работе вселяет в нас только оптимизм: произведены обследование дома, очистка подвалов и чердаков от мусора. В специально выделенном в доме помещении ведет прием паспортист, есть у нас даже собственный сантехник. Со старой УК мы расстались болезненно: нам пока не передали документацию на дом, нет и отчета по расходованию средств – со всем этим предстоит еще разобраться.
– В 2017 году дом вошел в краткосрочную программу капитального ремонта сразу по нескольким видам работ – замене систем холодного и горячего водоснабжения, ремонту канализации. Как вам это удалось?
– При определенной доле участия прежней УК, здесь надо отдать ей должное, мы обратились в управление жилищно-коммунального хозяйства с просьбой о включении дома в краткосрочную программу капитального ремонта. Оформили много документов – протоколов, подписей собственников, решений, чтоб дело сдвинулось с мертвой точки. Больше двух недель ушло на то, чтобы просто составить реестр собственников. Старшие по подъездам столкнулись еще с одной неожиданной проблемой – для оформления протоколов собственникам требовалось указать номер документа на право собственности. Люди не хотели на это идти по разным причинам. Пришлось в некоторые квартиры ходить по нескольку раз – убеждать, разъяснять: не предоставите свои данные – поставите под угрозу ремонт всего дома. Зато когда у нас все получилось, мы даже повесили на информационных стендах благодарность людям за понимание и участие в делах нашего дома. С нетерпением ждем качественных изменений в нашем общем доме.
Владислав САХАРЧУК, депутат Городской Думы г. Калуги:
«Так получилось, что в моем избирательном округе оказался и дом моего детства. Дом на площади Мира, 2 строился несколько лет, сдавался секциями — с 1985 по 1992 год. После уроков мы ходили на стройку гулять; стройбатовцы, которые там работали, знали нас всех по именам. Потом я даже жил здесь с родителями несколько лет. Поэтому к дому на сквере Мира, 2 у меня отношение особое, ностальгическое.
Сейчас у дома очень непростая ситуация, возникшая в результате смены управляющей компании. Но то, что совету дома все-таки удалось собрать людей, – залог того, то все задуманное должно получиться.
В урбанистике есть понятия «горожанин» и понятие «житель». Горожанин – это человек сознательный, который заинтересован в развитии своего города. Он небезразличен к среде обитания, активен, ему важно высказать свою жизненную позицию. А житель – это некий пассажир, который просто живет в городе, потребитель городской среды, у него нет желания участвовать в развитии города, его принцип » меня это не касается». Это не про Лидию Васильевну и ее активистов».
Виктор Стрелков, директор УК «Дом Радужный»: «По образованию я строитель и вижу, что прежняя управляющая компания дом сильно запустила. Мусор на крыше и в подвале, протечка кровли над лифтовой шахтой, неухоженный двор — видно, что много лет домом просто не занимались. Есть у меня много вопросов и к проведенным только на бумаге ремонтным работам. Дали пока время старой управляющей компании привести в порядок документацию. Я пообещал домовому совету, что сделаем все, чтобы поднять дом.
К нам под управление перешло несколько домов. Но если собственники не будут беречь дом сами – никакая управляющая компания им не поможет».