Всероссийская акция «Ночь искусств» под девизом «Искусство объединяет» состоялась в Калуге 3 и 4 ноября. Она в очередной раз доказала, что горожане всех возрастов готовы пойти в музей, театр или на концерт хоть ночью, если им предложат что-то интересное.
Интересного в эти два вечера калужские учреждения культуры предложили достаточно на любой вкус.
Мегасостав с мегахитами
Например, в Доме музыки 3 ноября искусство объединило выставку авторской куклы и панно в стиле «батик», встречу с живописцем Семеном Кожиным, чья выставка сейчас как раз проходит в галерее, ханг-концерт, танцевальную программу, мастер-классы по фигуркам из войлока и глины. А завершающим событием этого культурного марафона стал концерт коллаборации Jazzatov GigaBand с зажигательной программой «ГИГА ХИТ: люди, музыка, путешествия», во время которой одна из местных FM-станций подводила итоги своего конкурса и дарила подарки.
На сцене находилось одновременно около 15 музыкантов – духовая секция, бэк-вокалисты, две гитары, две ударные установки, клавишник и саксофонист Роман Азатов, исполнители Алла Тарасова, Павел Селезнев, Алексей Шиков, Юрий Маштаков. Они исполнили кавер-версии знаменитых мировых поп- и рок-хитов, легко заставив зал танцевать – достаточно консервативную публику, привыкшую к камерным и академическим выступлениям в Доме музыки. Сделать это оказалось весьма просто, тем более что большое пространство зала было освобождено под танцпол. Временами это даже напоминало дискотеку или танцы, а живой звук придавал всему происходящему своеобразие и уникальность, потому что именно такую программу вряд ли удастся увидеть и услышать когда-либо еще – слишком много людей в ней задействовано. В итоге этот вечер подарил пришедшим на него какое-то совсем не хмурое осеннее, а светлое летнее настроение, задав хороший настрой на длинные праздничные выходные.
Революционная бродилка
Если программа городских и областных учреждений культуры в «Ночь искусств», согласно их профилю, была в основном или традиционной, или инновационной, то драматический театр подошел к ее проведению весьма неожиданно. За несколько дней до события в соцсетях объявили запись на действо «Однажды сотню лет спустя», которая призывала записавшихся явиться в театр не позднее 21.25 и быть готовым к суровым испытаниям по законам революционного времени. Желающие набрались практически сразу, и регистрация была закрыта. Кстати, это был первый подобный опыт организации таких мероприятий для театра.
Пришедшим, среди которых чуть ли не половину составляли любопытные журналисты, предложили стать соучастниками модного сейчас среди театральных деятелей иммерсивного спектакля-перформанса, который представлял собой что-то типа квеста или бродилки по таким театральным местам, куда обычный зритель вряд ли может попасть. Например, в пространство под сценой, где неожиданно выскочивший из-за какой-то железной двери Гамлет с бюстом Ленина в руке читал свой знаменитый монолог. Или в вип-комнату, превратившуюся на один вечер в революционный карцер.
Всех зрителей разбили на четыре группы, и они под руководством театральных комиссаров пошли на задание, в ходе которого окунулись в атмосферу Октябрьской революции 1917 года, принимая, к примеру, революционное причастие.
Как и в любой компьютерной игре, это необычное театральное действие предполагало вариативность, и до конца маршрута дошли не все. Кто знает, чем оно могло закончиться, если бы нарушители «революционной дисциплины», выявленные среди зрителей и выведенные в финале на сцену для пролетарского суда, выбрали иной вариант наказания из тех, которые им предложили. Однако все закончилось хорошо, никто не пострадал, все вместе с уже упомянутым Гамлетом и театральными комиссарами спели комсомольскую песню «Орленок», а персонаж, загримированный под клоуна из фильма «Оно», исполнил песню Александра Вертинского.
Зрители уходили из театра хоть и озадаченные впечатлениями, но весьма довольные. Наверное, этот новый опыт для калужской драмы вполне имеет право на продолжение.
Андрей ГУСЕВ
Фото А. Гусева