Александр Артамонов: «Работа на общий результат»

Два месяца назад советы территориальных общин «Сквер Мира» и «Гагаринская» выбрали нового председателя. О трудностях и успехах управления многоквартирными домами, взаимоотношениях с жителями и о том, как решить главные коммунальные проблемы, – в нашем интервью.

 Досье

  • Александру Артамонову 40 лет. Он стал калужанином  в 2001 году, когда приехал из Людинова на учебу в Российский государственный социальный университет. Затем была учеба в аспирантуре по направлению «экономика и управление народным хозяйством», после которой работал в строительной подрядной организации.
  • В 2011 году возглавил одну из небольших УК – всего на 30 многоквартирных домов. Сегодня у опытного хозяйственника в управлении около 500 многоквартирных домов под эгидой четырех управляющих компаний.
  • Женат, воспитывает сына и дочь.

Что мешает и кто помогает

–  Александр Евгеньевич, как изменилась система управления МКД за то время, что вы работаете в этой сфере?

–  Изменилось многое. Большинство проблем обусловлены тарифом на содержание общедомового имущества. Известно, что УК обслуживается на деньги, которые платят жители по статье «содержание общедомового имущества», включающей минимальный перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Ставку определяют сами собственники, но если они этого не сделали, она утверждается  решением Городской Думы. По этому тарифу функционирует большая часть жилого фонда в городе. Последний раз он повышался в мае 2021 года, и эта индексация, на 3–4 процента, совершенно неощутима. Можно сказать, что он даже не стоит на месте, а регрессирует из-за отсутствия ежегодной индексации. Для управляющих компаний это отсутствие возможности надлежащим образом выполнять свои обязанности.

Под реалии жизни меняется Жилищный кодекс. В 2014 году появился раздел «капитальный ремонт», происходят изменения в части проведения общих собраний. У собственников сегодня достаточно полномочий для того, чтобы содержать свои дома в надлежащем состоянии. Но есть и другая сторона медали – права расширяются, а об обязанностях часто забываем.

К примеру, проблема доступа сотрудников управляющих компаний при проведении ремонтных работ к общедомовому имуществу. И это убеждение порой трудно переломить.

– Жилой фонд стареет, и система капитального ремонта за ним
не успевает. Что с этим делать, на ваш взгляд?

– Безусловно, старый фонд нуждается в реформировании, причем это должен быть не ремонт одного элемента в пять лет. Если мы хотим этот дом дальше эксплуатировать, то надо за два года ремонтировать его целиком. Понятно, что на это требуются большие средства.

При этом у нас есть дома относительно новые, которым по 10–20 лет, они уже нуждаются в утеплении фасада или ремонте кровли и участвуют в программе капремонта. Управляющая компания, сотрудничая с собственниками, создает спецсчета, и собственники сами решают, какие работы им проводить в первую очередь.

– Бытует мнение, что, если серьезнее заниматься вопросами текущего ремонта, все делать своевременно и качественно, капитальный ремонт можно отсрочить.

– На мой взгляд, это очень правильная постановка вопроса. Фактически же управляющая компания должна изыскивать внутренние резервы для текущих ремонтов. Мало тех, кто платит за текущий ремонт по повышенному тарифу на долгосрочной основе.

Большинство собственников видят проблему текущего ремонта и готовы в этом направлении работать, но решать конкретные вопросы: нужно отремонтировать подъезд или подлатать крышу – копим деньги на этот вид работ. Если присмотреться к домам, которые побеждают в городских конкурсах «Дом образцового содержания», то обнаружим, что наведен порядок там, где повышен тариф на текущий ремонт.

– Что, на ваш взгляд, мешает УК работать так, чтобы их больше хвалили и меньше ругали?

– Не готов говорить за все управляющие компании, скажу, опираясь на собственный опыт. Очень важно, чтобы у каждого МКД был старший по дому, а лучше активный домовой совет.

УК – не руководитель дома, он подчиненный у собственников. Если не проявлять инициативу собственникам, то даже самая замечательная УК не будет работать хорошо. Реалии жизни таковы: решают собственники, а мы  исполняем их решение.

Бывает, что нашей работой недовольны, но, когда жителям нужна срочная помощь, все равно все замыкается здесь, в управляющей компании.

Диалог получается, когда жители и УК на одной стороне.  Любой коллектив должен быть нацелен на общий результат – это главное условие успешной работы.

 «Община» от слова «сообща»

–  На мой взгляд, работа УК –
это не столько про ремонт крыш и уборку дворов, сколько про работу с людьми. Какие здесь есть нюансы?

– Некоторые собственники до сих пор считают, что их коммунальные проблемы должны решаться немедленно, по щелчку, – даже те, которые  требуют больших вложений. Поэтому разъясняем, что надо протокольно  оформлять свои пожелания и определять источник финансирования.

Несмотря на то что по Жилищному кодексу мы живем уже достаточно давно, полноценными собственниками так не стали. За дверью своей квартиры – да, но забываем, что есть и общее имущество, за которое мы несем бремя ответственности, хотим мы этого или нет.  К этому мы когда-нибудь все равно придем, возможно, через десяток лет. Сложно работать с теми, кто считает: раньше было так и сейчас нам так же дайте. Приходится в который раз объяснять, что как раньше уже не будет, теперь многое зависит от собственников.

– У вас есть удачный опыт взаимодействия ТОС и управляющей компании. Расскажите об этом.

– Да, как руководитель УК я регулярно бываю на заседании ТОС «Поле Свободы». У них отлично отлажена работа. Тут все зависит от руководителя общины, его заинтересованности. Ирина Григорьевна Аникеева молодец: она не только приглашает на заседания общины, но и сама учится – где-то мы у нее, где-то она у нас. В случае изменения в законодательстве мы собираемся вместе с жителями, обсуждаем конкретный вопрос, разъясняем нюансы, от общих вопросов – к конкретным.  Заседания проходят всегда продуктивно  и познавательно. Ирина Григорьевна собирает общину, доводит информацию до старших по домам, а те, в свою очередь, разъясняют своим жителям.

– Что из этого возьмете на вооружение как председатель совета ТОС?

– Первостепенно – активное сотрудничество со старшими по домам, с управляющими компаниями, органами власти и ресурсоснабжающими организациями. На мой взгляд, это те киты, на которых держится работа общины. Не надо обещать сразу решить все проблемы, но, по крайней мере, вижу свою задачу в том, чтобы доводить до жителей варианты и пути решения волнующих их проблем.

– 17 апреля вас избрали руководителем общин «Сквер Мира» и «Гагаринская». С какими первостепенными вопросами обращаются к вам жители?

–  Территория двух общин достаточно большая – центр от улицы Плеханова в сторону Суворова, улицы Октябрьская, Сквер Мира, Гагарина, набережная Яченского водохранилища, улицы Циолковского, Комарова, Баженова, Пушкина, Баумана, Рылеева, два больших парка и сквер Мира, Березуйский овраг, набережная Оки. Разношерстный  жилой фонд: хрущевки, относительно современные дома и историческая застройка с домами-памятниками.

Проблемы, которые волнуют жителей, – ямочный ремонт и благоустройство во дворах, аварийные и требующие омолаживающей обрезки деревья. Просят оказать помощь в сфере ЖКХ: попасть в план краткосрочной программы по капитальному ремонту либо довести до ума уже проведенный ремонт. Есть вопросы парковки во дворах тех, кто приезжает на работу в центр, – на нашей территории много административных зданий. Здесь решение только одно – размежевывать придомовую территорию и брать в собственность. Но, к сожалению, не все готовы эту придомовую территорию содержать.

– Расскажите о тех, кто помогает в вашей общественной работе в совете ТОС.

– Как и в любом, наверное, совете ТОС, у нас в основном люди от 50 лет, которые часто приходят на личные приемы, привыкли общаться с глазу на глаз.
У них больше свободного времени, они лучше «слышат» свой дом. Среди них много тех, кто по-настоящему живет проблемами своих домов и дворов,
в курсе всех дел, инициирует вопросы и предлагает здравые решения.

Хотелось бы больше видеть в работе общины молодежи. Да, они больше заняты и привыкли возникающие вопросы решать по телефону. Но, на мой взгляд, есть вопросы территорий, которые надо решать вместе – обсуждать, делиться мнением, предлагать, участвовать в диалоге. Я очень жду, что молодежь, которая понимает современные реалии, со своим новым видением подключится к нашей совместной работе.

 

Беседовала Ольга Коновалова

Фото Антона Забродского