Александр Николаев: «Бросил вызов самому себе»

Александр Николаев: «Бросил вызов самому себе»

Месяц назад творческому коллективу Калужского ТЮЗа был представлен новый директор

Александру Геннадьевичу Николаеву 37 лет, он родом из Краснодара. Ремеслу постановщика массовых мероприятий учился в местном университете культуры и искусств. Получил режиссерское образование в РАТИ-ГИТИС, в мастерской Татьяны Витольдовны Ахрамковой – той самой, которую еще студенткой приметил гений Гончаров и пригласил в театр Маяковского, позже она возглавляла театр Станиславского. Вторым педагогом был профессор  Юрий Владимирович Иоффе, режиссер театра имени Маяковского.

Несмотря на молодость, новый директор ТЮЗа имеет серьезный опыт как режиссер и театральный менеджер. Ранее Александр Николаев работал художественным руководителем в Театре юного зрителя в Туапсе. Последние пять лет руководил краснодарским Театром защитника Отечества, и, судя по отзывам кубанской прессы, достаточно успешно. Театр молодой, был создан в 2016-м. За это время набрали труппу, серьезно реконструировали здание, создали любопытный репертуар, регулярно пополнявшийся премьерами. У театра появились узнаваемый стиль и благодарный зритель. Все постановки основывались на базовых ценностях, близких каждому думающему человеку.

Кроме того, как актер Александр Николаев успел сняться в нескольких сериалах: «Морские дьяволы. Смерч-2», «Я не смогу тебя забыть», «Ищейка-3», «Море. Горы. Керамзит», «Прокурорская проверка», «И примкнувший к ним Шепилов».

В маленьком кабинете директора, который последние 20 лет занимала Валерия Визгова, практически ничего не поменялось. Тот же скромный интерьер, та же мебель. На стенах те же дипломы, благодарности и грамоты.

– Александр Геннадьевич, вы работали на постоянной основе в качестве худрука и директора в двух театрах. А что еще было интересного в вашей творческой биографии?

– Знакомство с разными театральными профессиями (улыбается). Когда учился в ГИТИСе, подрабатывал в театре им. Маяковского машинистом сцены. А после того как получил диплом режиссера, были постановки в Архангельске, Перми, Ижевске… В основном ставил спектакли для детей и юношества.

– То есть для вас, я так понимаю, это норма – менять города…

– Думаю, для любого театрального режиссера ставить спектакли в разных коллективах – хороший и важный опыт. Грех отказываться от таких предложений.

– А особенности административно-управленческой работы вы постигали прямо на производстве?

– Сначала директорского опыта действительно не было. Однако понял, что этому тоже нужно учиться, и в прошлом году защитил диплом по специальности «государственное и муниципальное управление». Так что теперь имею не только собственный опыт, но и обладаю необходимыми теоретическими знаниями.

– Вы целенаправленно шли к профессии управленца?

– Нет. У меня не было цели стать театральным менеджером. Волею случая я встал на этот тернистый путь. Так сложились обстоятельства, что в Туапсе мы долгое время работали в тандеме с директором. Потом он ушел, и мне пришлось исполнять его обязанности. В Краснодаре через три месяца после назначения художественным руководителем мне снова пришлось брать в свои руки директорские полномочия, поскольку прежний директор занимался реконструкцией здания под театр. Он довел свою работу на этом этапе до логического завершения и уволился.

В краевом министерстве предложили стать директором, поскольку уже кое-какой опыт имелся. Согласился совмещать две должности.

– Для многих в Краснодаре ваш уход из Театра защитника Отечества стал неожиданностью, поскольку для этого не было никаких видимых предпосылок. Почему вы приняли  решение оставить молодой перспективный театр в то время, когда люди стремятся к стабильности и неохотно покидают насиженные места?

– Мне задавали подобный вопрос и журналисты в Краснодаре. Повторюсь: как у человека обновляется кровь, так и любой театр должен обновляться каждые пять лет. Театру защитника Отечества необходим свежий ветер – ветер перемен. И мне тоже необходимо идти дальше.

В Калуге строится новое здание ТЮЗа. Это важный этап развития самого театра и моего профессионального личностного становления. Мне доверили очень серьезное дело, и я должен оправдать это доверие. Можно сказать, я бросил вызов самому себе. У меня там, на родине, которую люблю всем сердцем, все шло, если можно так выразиться, по накатанной.

– Я не так давно был в Краснодаре. Мне очень понравился ваш город-миллионник, особенно центр. Потряс парк с футбольным стадионом Галицкого. Побывал и в вашей драме, на спектакле «Пиковая дама» в постановке Константина Солдатова, учившегося и работавшего в Калуге. И режиссура, и игра актеров меня просто потрясли!  А какой  вам наша небольшая патриархальная Калуга показалась?

– Мне тоже понравилась эта постановка, там играют действительно талантливые молодые актёры. Я вырос в центре Краснодара, где много старинной архитектуры. И Калуга мне приглянулась сразу – уютный, ухоженный, зеленый, комфортный город, со множеством красивых церквей.

– В чем вы видите свою миссию как директор театра?

– В большей степени я был худруком – формировал творческий вектор развития театра. На мне было все: и репертуар, и имидж театра, и труппа, и приглашенные режиссеры… Думаю, что театр – такой мир, где труд всех служителей направлен на то, чтобы не иссякал зрительский поток, открывался занавес, актеры играли, а зритель говорил: «Верю!» Так что хозяйственные, финансовые и кадровые заботы директора нельзя рассматривать вне связи с творческими. Все должно быть направлено на встречу со зрителем. Директор должен быть инициатором, организатором и вдохновителем.

– На данном этапе вы осваиваетесь в роли смотрителя стройки, ее куратора. За строителями нужен глаз да глаз. Что скажете по поводу качества и сроков сдачи? Как скоро наши дети и внуки перешагнут порог нового храма искусств?

– Естественно, держу на контроле весь процесс. Как только приехал – сразу включился в работу, познакомился с главным инженером. Уже идут закупки технического, сценического, звукового и светового оборудования. Надеюсь, что к новому театральному сезону новое здание ТЮЗа откроет свои двери.

– С переездом на новое место должно многое поменяться в жизни ТЮЗа…

– По сути, начнется новая эра театра, увеличится труппа, штат во всех службах, техперсонал. Расширятся возможности театра. Спектакли будут готовиться для двух сцен – большой, на 377 зрителей, и малой – на 90 человек. Естественно, художественный уровень спектаклей должен будет серьезно повыситься. Откроем детскую студию, будет работать детское кафе. Уже думаю, как наполнить содержанием сквер перед театром. Все это пространство должно стать единым целым, чтобы радовать юного зрителя. И не абстрактного, а конкретного. Вот, например, мне важно будет мнение моей 12-летней дочери (улыбается).

– Ваша жена имеет отношение к театру?

–  К театру имеют отношение все мои родные люди. Отец – режиссер драматического театра, поставил более 60 спектаклей в России и за рубежом. Мама работает помощником режиссера. Жена служит в Театре защитника Отечества, плотно занята в репертуаре, поэтому пока приехать не может. Но надеюсь, что в скором времени перевезу семью в Калугу.

– Александр Геннадьевич, а как коллектив принял вас?

– Радушно. Чувствую – ждут от меня серьезных перспективных поступков, которые должны изменить жизнь театра в целом. Надеюсь оправдать кредит доверия и коллектива, и руководства области.

– Тогда разрешите пожелать вам удачи, вдохновения и энергии. Пусть все у вас получится!

– Спасибо!

 

Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ

Фото Сергея Гришунова