Строгий, вдумчивый зодчий и изящный, лирический живописец – таким запомнился Евгений Киреев
Для архитектора нет ничего более вдохновляющего, чем видеть, как его эскизы и чертежи воплощаются в реальность и начинают жить собственной жизнью. В этом смысле Евгению Кирееву повезло. Он не только оставил после себя воплощенные проекты, определившие облик советской Калуги, но и запечатлел наш город поэтическим и трогательным.
СОЧЕТАЯ СТАРОЕ И НОВОЕ
Окончив в 1944 году школу в Башкирии, он мечтал поступить в военно-морское училище. В общежитии показал ребятам свои рисунки, те посмотрели и сказали: «Да тебе не в мореходку надо, а в архитектурный». Женя прислушался к совету. В Ленинградский инженерно-строительный институт поступил с первого раза. Впоследствии вспоминал: «Студентам архитектурного факультета полагалось довольно объемное художественное обучение.
У нас преподавали известные мастера-академисты. Была и «чистяковская» школа рисунка, и штудировка гипсовой скульптуры методом тональной отмывки, и этюды на пленэре. Всем этим я занимался с особенным удовольствием».
Калужский период жизни Евгения Киреева начался в 1961 году. В наш город он приехал по распределению Госстроя РСФСР и остался навсегда.
В Калуге он 38 лет был главным архитектором области. Его первая работа – Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, за которую в 1968 году с авторским коллективом был удостоен звания лауреата Госпремии РСФСР в области архитектуры.
Следующий крупный проект – реконструкция площади Победы – завершился в 1970-м. Этот проект стал одним из победителей архитектурного конкурса, который проводили Союз архитекторов СССР и «Литературная газета». Цель – доказать в проектных решениях возможность сочетания старого и нового в градостроительстве, причем в концепции не искусственной, а рожденной реалиями города, имеющего историческое наследие.
ИЗМЕНЯЯ ДО НЕУЗНАВАЕМОСТИ
Церковь Космы и Дамиана, которая до 1962 года была загорожена домами деревянной ветхой застройки, в результате найденного решения была мастерски включена в общую пространственно-объемную композицию площади, хотя ее частью никогда не являлась. Эту возможность увидел художник-архитектор и воплотил – так виртуозно, что теперь сложно представить, что всего 60 лет назад это место выглядело по-другому. Лаконичность художественных средств монумента Победы, построенного в 1966 году, отлично контрастирует с богатством пластики церковного здания, объединяя в целостный ансамбль, казалось бы, несоединимое – памятник архитектуры и современную застройку.
Более 30 лет (с 1962 по 1995 год) продолжалась разработка проекта и воплощение в жизнь градостроительного комплекса на ул. Гагарина – въезда в Калугу со стороны Москвы и Тулы. За время работы главным архитектором он реализовал немало проектов и в области: проект планировки и застройки поселка Кудиново (Малоярославецкий район), мемориальные памятники: в честь 500-летия стояния на Угре, памятник подольским курсантам на Варшавском шоссе, мемориальные комплексы в Юхнове, на Зайцевой горе и на Безымянной высоте, работал над проектом музея Маршала Г. К. Жукова на его родине.
В 1999 году Евгений Иванович был освобожден от должности главного архитектора области по возрасту, но продолжал трудиться на благо города. В 2002-м стал членом совета по культуре и искусству при губернаторе области, под его руководством проведена реконструкция площади Старый Торг и дома купца Носова.
ТОЧНОСТЬ, РАЗМЕРЕННОСТЬ И АККУРАТНОСТЬ
Он никогда не бросал рисование. Художественных работ с авторскими знаками «ЕК», где рядом мы видим цифры 01, 02, 03, 04 (годы уже XXI века), сохранилось особенно много, все они хранятся в фондах ГАДНИКО и областного художественного музея.
Киреев как художник очень интересен. Его акварели с изображением калужской архитектуры удивительно кинематографичны – в них есть статика и движение одновременно, есть сюжет и неповторимая манера – без излишней деталировки, как будто несколькими движениями кисти на бумаге появляются узнаваемые улица, уголок, место. Необязательно смотреть на название рисунка – старожил сразу распознает в нем свой город – со своим дыханием, красотой, колоритом.
По-акварельному просто, по-мастерски реалистично – попытка ощутить жизнь в неподвижности форм. У художника нет фотографической четкости, детального изображения архитектуры. Кажется, что он намеренно от нее уходит, используя все возможности водной краски, выдает, скорее, свои ощущения от того, что видит и хочет сохранить в памяти. Это на мой взгляд.
Точность, размеренность и аккуратность, присущие его основной профессии, нашли отражение и в живописных работах.
О его творчестве специалисты отзывались с большим восторгом.
«С огромным интересом ознакомился с вашей творческой выставкой. Обратил внимание на ее своеобразное построение – работы разных стилей и разных периодов. Здесь имеешь дело с необычным художественным явлением, когда рядом видишь настоящий творческий полет и его реальное воплощение. Восхищает цветовая мощь акварелей, поражает фантазия архитектурных разработок, кажется, что выполнено все легко и свободно, на одном дыхании. Я где-то читал, что архитектура – это не строения, которые украшают, а украшения, которые строят. В этом я убедился, побывав на вашей выставке. Спасибо вам за доставленное удовольствие», – написал один из преподавателей ДШИ № 3 о персональной выставке художника в 2004 году.
«Евгений Иванович, вашу акварель я люблю с 1973 года. Со временем у вас появилась плотность цвета, усилилось звучание картин, появилась многогранность, присущая огромным картинам или сродни звучанию органа… Содержательность, сравнимая с бесконечностью, завораживает внимание. Желаю вам и в дальнейшем радовать калужан открытиями в акварели и всеобъемлющем творчестве – великой архитектуре.
С уважением и любовью к вашему творчеству архитектор Н. Свириденко».
На мой взгляд, его акварели совсем не похожи на работы архитектора. Люди этой профессии, на стыке искусства и точных наук, чаще строят формы линиями, любят монохром, лаконичность, простоту, в отличие от художников, которые больше внимания уделяют цвету и пространству.
В работах Киреева присутствуют и легкость, и изящество, и личное отношение. Излюбленная тема художника – Калуга: ее дух и характер, позволяющие ощутить необыкновенное очарование города, его старины и новизны.
НЕ НАРУШАЯ ГАРМОНИИ
В работах Евгения Киреева удивительным образом переплетаются реализм и некая музыкальная поэтичность, которыми пронизаны все акварели художника. В них – любование городом: Гостиным Двором, в котором чувствуется уверенная рука мастера баженовской школы; арочными Присутственными местами с кафедральным собором; зданием Музея истории космонавтики – достойным образцом современного зодчества, величественным Каменным мостом с туманным Березуйским оврагом, любимой Окой, что видна из окон Дома художника на Воробьевском спуске… Он торопился запечатлеть Калугу, современником которой был, и передать эту любовь к городу, где рядом с древними, старинными домами бок о бок, не нарушая гармонии, поднимаются в небо большие и красивые современные здания, к появлению которых он причастен.
Благодарим Государственный архив документов новейшей истории Калужской области за предоставленные художественные работы Е. Киреева и документы из его личного фонда








