Как хрупкая девушка управляет общественным транспортом, справляется с хулиганами и нарушителями масочного режима
Небольшой красный автобус ярким пятном выделяется на фоне стального неба, с которым сливаются дома и асфальт. Нахохлившиеся пассажиры переминаются с ноги
на ногу на конечной.
– Ещё две минуты до отправления, – сверяет часы водитель Татьяна Сергиенко. – Что-то людей маловато. Когда было солнышко, было побольше. Это у частников графика нет, они ездят, как им вздумается, – друг за другом или вылезают прямо перед носом троллейбуса. А нас диспетчер по ГЛОНАССУ отслеживает. Если видит, что что-то не так, – позвонит, скажет.
Частники с октября не работают. Теперь на Терепец ходит только муниципальный транспорт – № 17 и № 2.
Есть контакт
Татьяна работает и шофёром, и кондуктором. А ещё ей нужно не только обилетить каждого, но и напомнить тем, кто зашёл без средств индивидуальной защиты, про маску.
– Маску, пожалуйста, надеваем, – говорит она вошедшему мужчине.
– Не забываем про маску, – обращается к подросткам.
И так несколько раз на каждой остановке – обязательно один-два пассажира попытаются не соблюсти необходимые правила.
– Тяжеловато, когда люди не понимают, хотя им и пытаешься объяснить, что без маски в автобус нельзя, – говорит водитель. – Самые совестливые пассажиры – пожилые люди. Они и в масках, и в перчатках. А молодёжи всё равно. Но люди в большинстве своём всё-таки вежливые, некоторые даже здороваются, когда заходят. А недовольные, наверное, везде встречаются.
Дорога зовёт
Женщины за рулём уже мало у кого вызывают удивление. Но друзья и родные сначала скептически отнеслись к желанию Татьяны стать водителем общественного транспорта.
– Мне говорили: «Ты не сможешь! Это же нелегко!» – вспоминает Татьяна. – А сейчас видят, что у меня всё получается, и уже говорят: «Нравится? Ну и работай!»
Два с половиной года Татьяна водила троллейбус и лишь недавно пересела за руль автобуса.
– У нас в УКТ многие девушки управляют именно автобусом. Ну и мне захотелось попробовать, – рассказала она. – Пришлось пойти учиться на категорию Д. А для того, чтобы её получить, нужно открыть и категорию С, она необходима для управления грузовыми автомобилями! Троллейбусом сложнее управлять: там провода, спецчасти, нужно постоянно за всем следить. А тут сел, завёл – и поехал!
Будто в подтверждение её слов на перекрёстке у проезжающего мимо троллейбуса заискрились провода. И водитель, тоже девушка, выскочила из машины и стала их поправлять.
– Вот так и в дождь, и в снег, – вздохнула Татьяна. – Автобус манёвреннее – пробку можно объехать. А на троллейбусе иной раз мучаешься.
Езда по кругу
Приборная панель сияет чистотой. Здесь нет ни коллекции пыльных плюшевых игрушек, ни забавных наклеек, которые пестреют практически в каждом автобусе и троллейбусе.
– Когда работала в троллейбусе, у нас со сменщиком висели всякие игрушки. Это в основном он их понавешал, хоть и парень. А на стекле запрещено. Если начальство увидит, сразу просит снять, – рассказывает Татьяна.
Она лишь с октября работает на новом автобусе. И сменщика у неё пока нет.
– Автобус мой личный, – шутит девушка. – Сама слежу за ним. После смены навожу порядок. На других – ты зашёл, там свои «хозяева», может быть грязно, все же разные люди. А тут я знаю, что если убралась, будет чисто.
За 12-часовую смену Татьяна делает 22 рейса – 12 кругов.
– В 5:30 утра выезд и в 6-7 часов вечера заезд. Поначалу тяжело было вставать рано, потом привыкаешь, – говорит водитель.
Дети и хулиганы
– А как же вы одна вечером? А вдруг пьяные? – спрашиваю я у хрупкой невысокой Татьяны.
– Бывают, конечно, пьяные, я с ними не спорю. Спросят что-то – отвечу. На этом мы расходимся. Они оплачивают проезд, как положено. Из автобуса я никого не выгоняю, у нас запрещено выгонять. Но и не конфликтую ни с кем. Бывает, пытаются зайцем пролезть. Но я им сразу говорю: «Оплачиваем!» Некоторые возмущаются: «А где у вас написано, что оплата при входе, а не при выходе» Я в полемику не вступаю, зачем? Они сами покричат, успокоятся и отойдут.
Также Татьяна не придирается к детям, даже если понимает, что ребёнку больше 11 лет и он должен или показать проездной, или купить билет.
– Это же всё равно ребёнок, – говорит она.
А ещё девушка позволяет малышам садиться вперёд. В новых автобусах напротив кресла водителя есть кресло для кондуктора. А поскольку Татьяна кондуктор и водитель в одном лице, оно пустует.
– Многие водители не любят, когда с ними кто-то сидит, кладут на сиденье мягкие игрушки или что-то еще. А я не против. Только слежу за тем, чтобы ребёнка обязательно пристегнули. Детям нравится, – говорит она.
Автобус двигается плавно. Капли дождя стекают по стеклу.
– Новые автобусы хорошие, тёплые. Пассажирам нравятся, особенно бабушкам, они говорят: «Теперь будем добираться вовремя!» И я стараюсь не отклоняться от графика.
Елена Французова