Большая семья Ларисы Конышевой

Педагог детского сада «Искорка» – об особенностях профессии воспитателя, любви к родному краю как основе патриотизма и об участии в проекте «Живые письма дошкольников»

Калужанкой Лариса Николаевна стала шесть лет назад – переехала с Брянщины к мужу. В небольшом городке, откуда родом, у нее живут дочка, мама и многочисленная родня – братья, сестры.

Там она родилась, окончила педагогическое училище, работала в детском саду – сначала няней, а потом воспитателем. В Калуге стала искать работу в детском саду, и первое вакантное место оказалось в «Искорке».

И хотя сад расположен в самом центре, а живут Конышевы в микрорайоне Кошелев, менять место работы не собирается: «Не привыкла прыгать с места на место, мне здесь нравится. Да и куда я уйду от своих детей».

Дети-шалуны и самодисциплина

В этом детском саду и в самом деле какая-то особая атмосфера, которой отличаются образовательные учреждения, сохранившиеся с середины прошлого века, – здесь душевно, уютно и тепло, вкусно пахнет выпечкой.

Встретиться с героиней публикации оказалось непросто. Лариса Николаевна – единственный воспитатель в своей группе,  сменщицы у нее нет, а значит, ее рабочий день начинается в семь утра и заканчивается в семь вечера. Поэтому мы беседуем в «тихий час», пока дети спят.

У нее подготовительная группа логопедической направленности. Здесь детям нужно особое внимание и усиленные занятия по развитию речи. «Да, это нелегко. Но я их люблю, и они меня любят, я знаю». Дети не перестают удивлять воспитателя своим доверием и эмоциями.

По мнению Ларисы Николаевны, самое трудное в работе с детьми – привлечь на свою сторону родителей. Большая проблема – гиперопека своих детей.

– Приходится искать подходы, как привлечь родителей к процессу воспитания. Результат будет, если мы будем в одной упряжке, по-другому  никак. Сейчас у меня подготовительная группа, выпускная, – за четыре года мы стали одной большой семьей. Родители очень помогают, и могу сказать, что у нас все замечательно.

Самое приятное в работе воспитателя – когда с ним на улице с улыбкой здороваются повзрослевшие дети, бывшие выпускники. В Калуге у нее был только один выпуск, но ей радостно было услышать от одной родительницы: «Спасибо, что вы воспитываете не только наших детей, но и нас!»

– Я люблю детей-шалунов, просто обожаю, – признается Лариса Николаевна. –  Но они знают, что на занятиях всегда строгая дисциплина, к этому мы приучаем с младшей группы. Умение слышать воспитателя и слушаться очень важно.

По ее мнению, если выбрал эту профессию, недостаточно искренне любить детей, необходима собственная внутренняя дисциплина, эмоциональная выносливость, кроме того, воспитатель должен постоянно учиться – и у детей, и стремиться к саморазвитию.

Письма в «Искорку»

Лариса Конышева является лидером проекта «Живые письма дошкольников» в нашем регионе. Это первое ее участие в таком масштабном проекте.

– С раннего детства нужно воспитывать в детях чувство любви к Родине и гордости за неё. Очень важно, чтобы они знали её историю. В прошлом году мы с ребятами участвовали в проекте «Я живу в России». Через творчество изучали народные праздники и традиции. Это был интересный опыт, но мне хотелось бы большего включения детей в этот процесс. Поэтому, когда я узнала о «Живых письмах дошкольников», поняла: это то, что нам нужно. В силу своего возраста дети еще не умеют писать, но это не значит, что они не могут обмениваться информацией с детьми из других городов. Посредством творчества они рассказывают о том, что узнали.

«Живые письма» объединяют более 150 детских садов из разных городов России и Беларуси.

– Это проект для детей и про детей, – рассказывает Лариса Николаевна. – Мы уже отправили свои письма в Донецкую и Луганскую Народные Республики, в Пермь, Новосибирск, Курск, Белгород, Старый Оскол и Санкт-Петербург. Вот мы прошли по городу или побывали на экскурсии, познакомились с достопримечательностями и все, о чем узнали, рассказываем в рисунках детям из других городов, знакомим их со своей малой родиной и получаем от них ответ. Это и творчество, и познавательные занятия, и патриотическое воспитание. Дети так ждут этих писем! Последнюю посылку мы получили из Старого Оскола. Местные детишки прислали игру-«ходилку», которую сделали сами. Теперь на вопрос «Если мы приедем в Старый Оскол, куда мы отправимся в первую очередь?» ребята дружно отвечают: «На конфетную фабрику и в зоопарк!»

Письма из «Искорки» – это полноценные посылки. В них – рисунки достопримечательностей и любимых мест города, поделки и развивающие игры, сделанные своими руками, региональные сувениры (например, хлудневская игрушка, космическая еда, калужское тесто).

Родители поддерживают творчество воспитателя.

– Когда мы собирались участвовать в проекте «Подарок другу на праздник детства», родители  вместе с детьми начали заполнять коробку в группе игрушками, канцтоварами и сувенирами – получились две большие посылки, которые мы отправили в детские сады вновь присоединенных регионов. А какие рисунки нарисовали дети! Они такие молодцы, если их умело направить.

Когда Лариса Конышева узнала, что лидеры проекта в своих регионах делают аутентичные символы, обратилась к родителям детишек группы: «А что нам можно сделать?» Конечно же, что-то детское космическое. Так стараниями одной из наших мам родился вязаный космонавтик с письмом в руках.

Вместе со своим творческим педагогом участвовали дошкольники и в марафоне «Поезд Победы». Дети раскрашивают, клеят, вырезают – наполняют  вагончики информацией, которую узнали от взрослых. Тема серьезная – «Чем Калуга помогала фронту во время Великой

Отечественной войны». Сделали и ребусник правил дорожного движения – дети узнают об улицах своего города и правилах дорожного движения и рисуют свои мысли и свои впечатления. Недавно такой ребусник отправился в Татарстан.

Педагог-творец

В детском саду нет педагога по ИЗО. Как же научить ребенка рисовать? К примеру, как нарисовать городскую достопримечательность, да так, чтобы она была понятна ребенку из другого города?

– В этом мастерство воспитателя – заинтересовать. В младшей группе детям достаточно дать раскраску с лисой или другим животным, которое есть в местном зоопарке. И обязательно кто-то из детей через пару занятий нарисует эту лису уже самостоятельно – с рыжим хвостом, черным носом и острыми ушками. Воспитателю достаточно чуть подправить рисунок и подписать. Для творчества масса возможностей… Видели бы вы, как дети рисуют Каменный мост!  Это великолепно. Они молодцы, их надо только замотивировать. Если ведешь целенаправленную работу и вкладываешь душу и силы, ничего сложного в этом нет.

В письма-посылки идут все без исключения рисунки, независимо от того, получилось у художника или ему еще надо поработать над техникой. Но больше всего детям нравится рассматривать рисунки, присланные из других городов.

Летом у «подготовишек» Ларисы Николаевны выпускной. Они отправятся в школу получать новые знания. Она признается, что, как любой маме, ей жаль с ними расставаться. Но ее ждут новые проекты, новые творческие замыслы и новые малыши, которые, надеемся, ее стараниями будут вспоминать «Искорку» с теплом.

В калужском сообществе «Живых писем дошкольников» пока мало участников – пять воспитателей из «Искорки», детский сад «Лукоморье» (из центра развития ребенка

«Детство») и коллеги из Перемышля.

– Этот проект помогает привить любовь к родному краю. Я очень надеюсь, что со временем нас станет больше. Работа эта очень интересная, дети на нее откликаются с энтузиазмом, – говорит воспитатель. Но это мечта профессиональная. А о чем мечтает педагог, так сказать, в личной жизни?

– Мы с мужем предпочитаем активный отдых. Каждый выходной – на природу, рыбалку, с палаткой, мангалом. На новогодние праздники ездили в Казань. Очень хочу увидеть зимний Байкал, говорят, там очень красиво. Но отпуск у воспитателей только летом, увы, – улыбается она.

  • Создателем сетевого сообщества, которое существует более 10 лет, является Жанара Саткеева, воспитатель из г. Тюмени.
  • Проект позволяет педагогам, живущим в разных регионах нашей страны, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы патриотического воспитания дошкольников, повышать профессиональный уровень и реализовывать себя.
  • В сетевом сообществе участвует более 200 населённых пунктов нашей страны, 150 дошкольных образовательных учреждений, свыше 500 воспитателей России.
  • Основные цели «Живых писем»:

– создание условий для реализации творческой активности детей в направлении патриотического воспитания;

– привлечение общественного внимания к проблемам духовного становления подрастающего поколения;

– выявление творческих педагогов, оригинальных замыслов, перспективных инициатив и инновационных практик.

Ольга КОНОВАЛОВА

Фото из личного архива Ларисы Конышевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *