Больше чем учитель

Ученики Людмилы Ивановны Потаповой поделились воспоминаниями о своем педагоге

Наша публикация «Вся жизнь – история», посвященная вопросам увековечения памяти историка Л. И. Потаповой, вызвала живой интерес у читателей. Пока Государственный архив новейшей истории Калужской области формирует фонд наследия ученого, мы рассказываем о том, как она жила и работала.

Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области:

–  Мне повезло: я учился на историческом факультете в период его расцвета – на рубеже 70–80-х годов. Там были уникальные люди: Л. И. Потапова, Я. Ю. Межерицкий, П. В. Снесаревский, Н. А. Богодарова, В. Р. Новиков, их влияние на студенческие умы было колоссальным. И я, ребенок из периферийной школы, попадаю в эту среду… Они меня завораживали, по-другому и не скажешь.

Людмила Ивановна Потапова преподавала историю России периода капитализма и империализма. Она была очень сильным специалистом в области экономической истории. Ее манера читать лекции для нас, второкурсников, была непостижима. Вернее, чтением это не назовешь. Я никогда не видел, чтобы Людмила Ивановна пользовалась записями, конспектами. Любые цифры по тематике занятий она знала наизусть и виртуозно оперировала ими на лекциях.

Вспоминаю один случай. Мы сдавали экзамен. Пока ждали своей очереди войти в аудиторию, громко дискутировали. Я тоже участвовал в обсуждении. Когда вышел очередной студент, Людмила Ивановна мне сказала: «Я слышала, что ты говорил. Давай зачетку». И поставила мне пятерку.

Она с огромным уважением относилась к своему предмету и требовала от своих студентов знаний. Это заставляло нас мобилизоваться.

Когда ты студент, мало обращаешь внимания на личность педагога, привлекают обычно его профессиональные качества: знание предмета, умение преподнести материал. Она была очень прямым человеком, могла сказать нелицеприятные вещи, поэтому многим казалось резкой.

Но Людмила Ивановна всегда была очень справедливой и обладала важнейшим свойством хорошего учителя –  педагогической эмпатией.

Она всегда поддерживала своих учеников. Даже после окончания института мы общались, перезванивались. Людмила Ивановна часто обращалась с просьбами о помощи за других людей (устроить кого-то в больницу или определить ребенка в детский сад) – все время о ком-то заботилась, при этом не была всепрощающей и добренькой.

В ее доме на улице Широкой, с маленьким цветочным огородиком и обширной библиотекой, всегда было много друзей – коллег, бывших студентов.  Энциклопедически образованный человек, Людмила Ивановна была очень предана истории как науке. Необыкновенно активная, много говорила о планах работы кафедры и стремилась привлечь туда своих учеников.

Несмотря на то что семьи у нее не было, ее нельзя было назвать одиноким человеком. Бесконечные телефонные разговоры, огромное количество учеников, которые не прерывали с ней общения…

Когда Людмила Ивановна ушла с истфака и возглавила кафедру истории России в РПА, там тоже появились ее ученики. Безусловно, академия с ее приходом выиграла. Помню, как она сетовала, что студенты уже не те, какими были в ее время. Не переставала со мной обсуждать различные темы по истории и педагогике. Ее огорчало, что я не ушел в науку и не подготовил кандидатскую диссертацию.

Ее вклад в создание книги, посвященной событиям 1480 года, огромен.  Во-первых, Людмила Ивановна поддержала выход первой книги об Угорщине, которую написал ее бывший студент Евгений Чайкин. Во-вторых, была душой коллектива, разработавшего в 2006 году издание  «1480 год в истории России»,  в котором собраны не только источники об этом периоде, но и статьи ученых о роли Угорщины. По сути, это единственная полная монография об этом событии.  Эта книга сегодня есть в каждой школьной библиотеке.

Олег Калугин, министр внутренней политики Калужской области:

– Людмила Ивановна была очень демократична в общении, уважительно относилась к мнению собеседника. Прекрасный, добрый человек, ученый с большой буквы. Она умела слушать студентов, умела доносить свои знания, которые были глубочайшими. Есть прекрасные специалисты в своей области, которые много знают, но абсолютно не умеют эти знания донести, – это не про нее.

Она была человечна. Это была безмерная любовь к людям – любила людей, своих учеников, Родину, профессию, любила прошлое нашей страны и всегда его защищала. Как только появилась тенденция к переписыванию родной истории, Людмила Ивановна тут же встала на ее защиту. Она была патриотом и профессионалом.

Как большой ученый в области отечественной истории, педагог стояла у истоков придания событиям на Угре особого статуса. На государственном уровне мы начали продвигать этот процесс с 2015 года, а она делала это всю жизнь, работая со студентами, общаясь со своими коллегами. По сути, она сделала первый серьезный шаг к тому, чтобы события 1480 года получили серьезную оценку не только в нашей областной политике, но и в российской историографии.

Сейчас понимаю, что, будучи студентом, начитавшись всего подряд, я мог быть категоричен в своих юношеских суждениях. И тем более удивительно, как тактично, не обижая и не демотивируя, она могла расставить в моих умозаключениях все точки над «и».

Когда начались события на Украине в 2014 году, переписывание истории получило очередной виток. На одном из мероприятий кто-то из выступающих с сарказмом оценил новации относительно древних укров. Людмила Ивановна с досадой ответила: «Да никакие укры там никогда не жили, там жили поляне… Когда же они начнут источники читать!»

Сегодня выпускники талантливого педагога и ее коллеги обсуждают вопрос об увековечении памяти Людмилы Ивановны. Я считаю эту инициативу необходимой. Это наша научная элита, классическая профессура, которая, имея корни в имперском периоде, успешно прошла советские годы и современный период России, и мы в нулевые имели счастье соприкоснуться с этими выдающимися людьми. Увы, современная система таких не производит. Однозначно надо. Во-первых, это справедливо. Во-вторых, это важно в плане формирования будущего поколения наших ученых и преподавателей.

 

Записала Ольга КОНОВАЛОВА

Фото из фондов ГАДНИКО

Новости партнеров