Бремя безответственности

Бремя безответственности

Почему автохлама во дворах не становится меньше

На придомовых территориях и обочинах дорог часто можно увидеть автомобили, которым место на свалке. Но вместо утилизации владелец продолжает хранить груду металлолома, стекла и резины, занимая дефицитное парковочное место и мешая уборке и благоустройству территорий. Разбираемся, как можно законным способом избавиться от этого балласта.

Хлам или не хлам?

В федеральном законодательстве признаки брошенного и разукомплектованного транспортного средства (БРТС) не закреплены. Субъекты РФ устанавливают их в региональном законодательстве, а органы местного самоуправления дублируют в муниципальных положениях о порядке выявления, перемещения, хранения и утилизации брошенных, разукомплектованных транспортных средств.

Так, в Калуге брошенное транспортное средство – разу-комплектованный автомобиль либо автомобиль, от эксплуатации которого собственник отказался, создающий помехи в организации благоустройства территории города. Разукомплектованным считается ТС, у которого отсутствует хотя бы один из конструктивных элементов: дверь, колесо, стекло, капот, крышка багажника, крыло, шасси или привод. Транспортное средство, не имеющее собственника, тоже признают брошенным.

Процедура работы с такими автомобилями предусматривает несколько этапов.

  1. Выявление и осмотр представителями Городской Управы по заявлениям жителей или специалистов территориального отдела управления по работе с населением на территориях.
  2. Принятие мер по установлению владельца.
  3. Уведомление владельца.
  4. Признание автомобиля бесхозяйным и подлежащим эвакуации комиссией Городской Управы.
  5. Эвакуация на стоянку для временного хранения.
  6. Признание в судебном порядке ТС бесхозяйным.
  7. Утилизация.

Постановление Городской Управы, утверждающее положение по работе с бесхозяйными, разукомплектованными и брошенными автомобилями, хранящимися на территории муниципального округа «Город Калуга», принято в 2013 году. За это время оно претерпело несколько изменений.

Лидия Белозерцева, начальник отдела административного производства управления по работе с населением на территориях, поясняет:

– Первое изменение, принятое в 2015 году, сделано с целью более раннего оповещения владельца транспортного средства, выявленного сотрудниками нашего управления.  На практике  возникала сложность: сотрудники выявляют транспортное средство, имеющее признаки брошенного либо разукомплектованного, а хозяин в течение 30 дней (установленный положением срок наблюдения автомобиля) пребывает в неведении, что его транспортное средство оказалось в поле зрения органов власти. Так инициировали первое изменение в положение: при первичном выявлении мы размещаем на лобовом стекле яркую наклейку с указанием телефонов, чтобы собственник мог позвонить по указанному номеру и получить разъяснения по требованиям положения, которые действуют в отношении БРТС.

В 2022 году по инициативе Центра по управлению регионом начала работать группа по оптимизации этого процесса.

Второе изменение, рекомендованное по результатам работы группы после анализа опыта других регионов Российской Федерации, коснулось сокращения срока «наблюдения» за брошенным авто с 30 до 10 дней, но был увеличен срок, установленный для принятия владельцами мер по приведению автомобиля в надлежащее состояние либо перемещению его в места, предназначенные для хранения ТС (с 7 до 14 дней).

В случае успеха мероприятий по установлению владельцев с ними проводится объемная разъяснительная и оповестительная работа всеми возможными способами: направление заказными отправлениями по адресу прописки  уведомлений о том, что транспортное средство, находящееся на территории муниципального образования, имеет признаки БРТС и подлежит эвакуации по соответствующим основаниям; извещений с датой осмотра автомобиля комиссией с приглашением собственника на осмотр. Бланки данных уведомлений и извещений закреплены положением. Дополнительной мерой является размещение вышеупомянутых уведомлений на лобовых стеклах транспортных средств.

Как показывает практика, большинство машин – примерно 90 процентов всех случаев – убирают до осмотра, при получении заказного письма.

Оповещен = знаешь о последствиях

Итак, согласно более поздней редакции положения, наблюдать за автомобилем для подтверждения факта отсутствия его эксплуатации сотрудник управления должен не 30 дней, а 10, и затем у владельца есть еще две недели, чтобы машину убрать.

– Наши жители не совсем понимают этот механизм. Ориентируясь на срок 10 дней, думают, что после его окончания транспортное средство куда-то чудесным образом исчезнет, – рассказывает Лидия Белозерцева. – По телефону мы выслушиваем в наш адрес много негатива. На самом деле собственник после уведомления получает больше времени, чтобы решить, как поступить со своим автомобилем – убрать или начать эксплуатировать. Итоговый период работы с БРТС с момента выявления до момента передачи документов комиссией по решению вопросов об эвакуации транспортных средств предприятию, осуществляющему эвакуацию, составляет 40 дней.

Параллельно с работой в соответствии с положением по БРТС ведется работа в соответствии с административным законодательством, так как хранение разукомплектованного транспорта, а также длительное хранение транспортных средств на территории муниципального образования «Город Калуга» (свыше 10 дней)  является нарушением требований муниципального правового акта, принятого в целях благоустройства, о чем собственника автомобиля оповещают в вышеупомянутой яркой автонаклейке.

Итак, если на улице стоит автомобиль с яркой наклейкой на лобовом стекле – значит, он «в работе» и рано или поздно его уберут.

Во избежание эвакуации владельцы зачастую перемещают свой автохлам на несколько метров, лишая его таким образом признака «хранящийся без перемещения более 10 суток».

– Выход в этом случае один – штрафы в рамках административного производства за размещение разукомплектованного транспорта на территории муниципалитета либо за помеху механизированной уборке,

– отмечает Лидия Алексеевна.

По ее словам, брошенных машин, у которых невозможно найти владельцев, единицы. В большинстве случаев собственников удается установить. Но, получая данные о владельцах, сотрудники административного отдела часто сталкиваются с ситуацией, когда прежний владелец снял проданное авто с учета, а новый – не поставил; либо авто не снимается с учета, а по данным ГИБДД проходит информация об изменении владельца. Добросовестному хозяину приходится отдуваться за безответственного, оплачивая его штрафы и давая по телефону бесконечные разъяснения, почему автомобиль длительное время находится в соседнем дворе.

Непосредственно до эвакуации доходит около 10 процентов авто, попавших в поле зрения специалистов. Списки таких машин публикуются в газете «Калужская неделя» и на официальном сайте Городской Управы в сюжете «Эвакуация автотранспорта».

Не доводи дело до штрафстоянки

Сегодня работа по эвакуации авто налажена, есть лишь проблема с машинами грузоподъемностью свыше трех тонн: у муниципалитета нет эвакуаторов большой грузоподъемности. Но деятельность в этом направлении ведется.

Тем не менее есть собственники, которые доводят дело до эвакуации. Потом за своими авто они обращаются на штрафстоянку. Если владелец хочет вернуть транспортное средство, он должен возместить все расходы за транспортировку и хранение автомобиля. Брошенные машины, владельцев которых определить невозможно, утилизируют на основании решения суда о признании транспортного средства бесхозяйным. Согласно действующему положению, это можно сделать через три месяца, если за машиной никто не обратился. Ранее такой срок составлял 30 дней.

Несмотря на поправки, сделанные в интересах собственников, «брошенок» во дворах меньше не становится. По данным специалистов, за последние три года их выявлено примерно равное количество. Некоторые владельцы по-прежнему убеждены, что, если они живут в многоквартирном доме, могут оставлять свои автомобили, которыми не могут или не желают пользоваться, во дворах и на проезжей части, как в собственном гараже, сколь угодно долго.

Но однажды они обнаружат, что их автохлам больше не занимает квадратные метры под окнами или и без того дефицитное парковочное место, а переместился за забор штрафстоянки.

 

Ольга КОНОВАЛОВА