Черноморский ас

Новый выпуск проекта «О чём молчат мемориальные доски»

В небе Кавказа, Крыма, Украины, Молдавии он совершил 459 боевых вылетов и провел 44 воздушных боя, сбил 16 немецких самолетов лично и девять в группе, уничтожил десятки машин, артиллерийских установок, складов, нефтехранилищ, потопил два корабля, разрушил два моста противника. В воздушных боях его эскадрилья уничтожила 102 вражеских самолета. В этих цифрах – вся жизнь прославленного летчика Бориса Литвинчука.

В «цирке Вахмистрова»

Его судьба подобна судьбам тысяч его сверстников – комсомольцев 1930-х годов. Борис родился 19 мая 1917 года на станции Аджикабул в Азербайджане, в семье рабочего. По окончании 7-го класса и школы ФЗУ работал токарем авторемонтного завода в Тбилиси. Там без отрыва от производства обучался в аэроклубе, затем стал лётчиком-инструктором в аэроклубе города Батуми. По комсомольской путёвке Литвинчука направили в Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков, которое он окончил в январе 1938 года, служил в 94-й эскадрилье Черноморского флота. Уже тогда Борис отличался целеустремлённостью, высокой техникой пилотирования, умением вести активный воздушный бой.

В предвоенные годы Борис Литвинчук и его однокашник по военно-морскому училищу Евграф Рыжов первыми освоили боевое применение самолета И-16 в качестве истребителя-бомбардировщика на самолете-носителе. Эта система в 30-х годах была разработана советским конструктором В. С. Вахмистровым.

К самолету ТБ-3 на земле подвешивали истребители, и он доставлял их в район цели. Первыми на таких «подвесках» до войны летали Валерий Чкалов и Александр Анисимов. В воздухе истребители запускали моторы и летели на выполнение задачи. В таком «полете» они экономили топливо, поэтому радиус их применения значительно увеличивался.

В первые недели войны авиация Черноморского флота наносила удары по территории Румынии. Одной из приоритетных целей для них был Черноводский мост через Дунай, по которому проходил большой нефтепровод. Для реализации этой задачи нужны были прямые попадания. Тут и вспомнили про давно забытое старое – в бой пошел «цирк Вахмистрова».

На трех воздушных авианосцах были установлены узлы подвесок, броня для защиты экипажа и дополнительные крупнокалиберные пулеметы. В кабинах истребителей находились капитан Арсений Шубиков, лейтенанты Борис Филимонов, Борис Литвинчук и Александр Самарцев.Они, боевые летчики, привыкли действовать самостоятельно, но были вынуждены лететь как пассажиры.

Как вспоминал Литвинчук, «хоть и много доводилось подниматься, но сейчас показалось странным: идешь на боевое задание, а тебя катают, как на ярмарочной карусели». Но через несколько часов они вновь будут играть свою универсальную роль: пилота, штурмана и стрелка.

Первый удар был нанесен 26 июля по портовым сооружениям города Констанца. Пара тяжелых бомбардировщиков подошла к румынскому берегу и на удалении 40 километров освободилась от четверки истребителей И-16, каждый из которых нес по две 250-килограммовые авиабомбы. Истребители успешно атаковали нефтехранилища и плавучий док. После сброса бомб советских пилотов атаковали самолеты противника, но безуспешно – все И-16 на повышенной скорости ушли в Одессу, а оттуда в Евпаторию.

Через два дня летчики эскадрильи повторили налет на Черноводский мост. И вновь шесть И-16, доставленных к цели летающими авианосцами ТБ-3, доказали снайперское мастерство. Пилотам удалось добиться пяти прямых попаданий, в результате была полностью разрушена одна ферма моста, и осажденная Одесса получила передышку. Бомбы попали в самую середину моста. Обрушилась стальная ферма, запылала река – горела нефть, хлещущая из перебитого трубопровода, проходившего по мосту. Группа истребителей невредимой возвратилась на базу. Быстрая заправка – и четверка снова в воздухе, идет навстречу самолетам врага, рвущимся бомбить Одессу.

Любовь до самозабвения

Борис Литвинчук и его боевые друзья вылетали на уничтожение водных переправ, на бомбовые удары по огневым точкам и войскам противника в составе 32-го авиаполка защищали Кавказ, участвовали в боях за Новороссийск, Тамань, Николаев, Одессу, Крым и Севастополь. Он летал при любых метеоусловиях, командуя звеном, затем эскадрильей, проявлял незаурядное летное мастерство.

Интересен такой эпизод. Однажды в декабре 1941 года над морем наши пилоты обнаружили одинокий бомбардировщик Ю-88, летевший в Крым. Пара истребителей немедленно атаковала его, надеясь на легкую победу, но вражеский экипаж умело маневрировал и отстреливался из бортового оружия. Литвинчук повторил атаку, и вдруг с его головы по непонятной причине упали радионаушники. Пилот не обратил на это особого внимания и продолжал атаковать, пока Ю-88 не врезался в воду.

И только посадив самолет, он обнаружил, что пуля из крупнокалиберного пулемета пробила фонарь кабины, перебила стальную дужку наушников и, словно бритвой, срезала полоску волос.

Однажды, выполняя боевое задание, Борис Литвинчук был атакован тремя истребителями Ме-109. Приняв бой, он 15 минут сражался в одиночку и победил – сбил один из «мессеров», а оставшиеся ушли ни с чем. Тогда он вернулся на аэродром, имея 62 пробоины в машине.

Пройдёт больше года, и вновь в небе Новороссийска он будет вести смертельные поединки с самолётами противника, одержит ещё несколько побед. Поддерживая наших десантников, лётчики-истребители действовали смело и решительно. 10 сентября 1943 года противник, подтянув авиацию с Украины и Крыма, решил во что бы то ни стало прорваться к Новороссийску и нанести мощные бомбовые удары по нашим войскам. Утром большая группа немецких бомбардировщиков, часто меняя высоту и стараясь тем самым обмануть наши посты наблюдения с локаторами, направилась к городу. Литвинчук, возглавлявший восьмёрку истребителей, пошёл им навстречу.

Рассказывает его сослуживец В. Минаков:

– Шел второй день боев за освобождение Новороссийска. На высоте тысяча метров командир эскадрильи капитан Литвинчук увидел две девятки «хейнкелей». Их сопровождали двенадцать истребителей Ме-109. «Многовато, – подумал Литвинчук. – Тридцать против восьмерки». И немедля принял решение: «Атака!» Противник, надеясь на численное превосходство, был ошеломлен дерзкой атакой.

В полку действовал неписаный закон: в групповом бою наш ведущий должен уничтожить ведущего группы. И Литвинчук устремился за головным Хе-111. Тот маневрировал мастерски. Литвинчук не стрелял, выжидал удобный момент. И вот – смертоносный огонь. Бомбардировщик пошел к воде, за ним потянулся хвост черного дыма».

Отличился Борис Михайлович и в период боёв за Новороссийск летом 1942 года. Только в июле – августе пилоты 32-го ИАП, который базировался на аэродроме Лазаревское, сбили в воздушных боях 60 самолётов противника. Командир 2-й авиаэскадрильи этого полка капитан Литвинчук лично сбил три вражеских самолёта.

Охраняя корабли, прикрывая порт Туапсе, комэск Борис Литвинчук при защите Кавказа воевал отважно и умело. За короткий срок он тогда уничтожил в воздушных боях ещё семь самолётов врага. Противник в это время всё чаще использовал свои истребители для охоты за нашими самолётами, летавшими вдоль кавказского побережья. Борьбу с такими «охотниками» вели и пилоты 32-го авиаполка.

В одном из боевых листков, выпущенных весной 1944 года, говорилось следующее: «Наиболее характерная черта, которая всегда отличала Бориса Михайловича Литвинчука, – это любовь к авиации, к лётному делу, любовь до самозабвения, перед которой нет непреодолимых препятствий».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года Борису Михайловичу Литвинчуку присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» – за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами.

В запасе

Боевой путь Борис Михайлович закончил в 1945 году на Дальнем Востоке, в борьбе с милитаристской Японией. После войны, в 1952 году, окончил десятилетку, Высшие офицерские летно-тактические курсы и Военно-морскую академию. Потом было новое назначение – командир истребительного авиаполка.

В 1961 году Литвинчук ушел в запас и приехал с семьей в Калугу. Здесь он трудился заместителем директора по кадрам на Калужском турбинном заводе, возглавлял совет ветеранов, воспитывал молодежь на славных боевых традициях старших поколений.

Его имя помнят. В Батуми и Тбилиси, на музейных стендах «Наши герои-земляки», а также в Военно-морских музеях Ленинграда и Севастополя представлены его портреты. Ему посвящена большая экспозиция в Геленджикском историко-краеведческом музее, в Севастополе на Аллее Памяти и Славы установлен его бюст, в Херсоне его имя увековечено среди имен других героев на Аллее Славы.

В Калуге его именем названа улица в микрорайоне Кошелев, а в музее трудовой славы турбинного завода ему посвящена большая экспозиция, где есть личные вещи героя. Впрочем, то, что мы сегодня называем героизмом, тогда, десятилетия назад, считали делом обыденным и единственно правильным – наши герои отвоевывали мир, в котором мы живем.

Ольга КОНОВАЛОВА

Фото из собрания Госкаталога музейного фонда РФ и из экспозиции музея трудовой славы Калужского турбинного завода

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *