В рамках нацпроекта «Демография» одновременно реализуется пять федеральных проектов. Один из них направлен на то, чтобы человек до глубокой старости оставался активным, бодрым, самостоятельно себя обслуживал.
Одна из составляющих проекта «Старшее поколение» – система долговременного ухода для людей, нуждающихся в помощи, – граждан пожилого возраста и инвалидов, неспособных полностью или частично обеспечивать свои основные жизненные потребности. Подробности узнали у заместителя директора по социальным вопросам Калужского комплексного центра социального обслуживания
«Забота» Юлии Литвиновой.
О проекте
– Система долговременного ухода – это совместный проект, который курируют несколько федеральных министерств – Минтруд, Минздрав и Минфин. Его главная цель – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь как на дому, так и в стационаре, а также научить их семьи оказывать помощь близким самостоятельно. В комплексе они призваны увеличить продолжительность жизни человека в том качестве, к которому он привык до ухудшения самочувствия. Для людей пожилого возраста и людей с инвалидностью очень важно иметь возможность оставаться дома, в привычной среде, среди близких. В то же время уход за людьми, которым необходима постоянная социальная и медицинская поддержка, – это особый труд, требующий соответствующей квалификации и времени для полноценного присмотра. По замыслу авторов проекта, система долговременного ухода заменит стационары для пожилых людей или инвалидов. Теперь помощь им будет оказываться в полной мере на дому. Кроме того, для родственников, которые ухаживают за своими старшими близкими или людьми с инвалидностью, будут проводиться специальные курсы.
Как стать участником программы долговременного ухода
– Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Участковые терапевты, врачи в стационарах, соседи, знакомые могут обратиться в соцслужбу и рассказать об одиноком пожилом человеке. После этого специалисты Координационного центра системы долговременного ухода займутся диагностикой и примут решение о включении гражданина в программу долговременного ухода.
Поскольку все услуги носят заявительный характер, необходимо, чтобы от гражданина или его законного представителя поступило заявление.
Далее специалисты встречаются с ним, проводят анкетирование, определяют степень нуждаемости – от легкой до полной. Первый уровень нуждаемости в постороннем уходе – от одного до нескольких часов несколько раз в неделю. Второй уровень – до 20 часов ухода еженедельно. Третий – ежедневный уход до 28 часов в неделю.
Важно, что помощь будет ориентирована на конкретного человека и его потребности. Под каждого подопечного специалисты соцслужбы создают индивидуальный пакет услуг и периодически его пересматривают.
Всё включено
– Социальный пакет долговременного ухода включает 50 услуг, но, как правило, все сразу они не нужны. При определении оптимальных условий сотрудники Координационного центра будут исходить из приоритетности сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Услуги делятся на несколько блоков. Во-первых, это услуги, обеспечивающие поддержку питания (приготовление пищи, помощь в кормлении или кормление). Во-вторых, услуги, поддерживающие личную гигиену (от помощи при умывании при легком уровне нуждаемости до обслуживания лежачих больных, которым необходимы подмывание и замена подгузников). Следующий блок услуг направлен на поддержку мобильности – пересадить, поднять, повернуть, вывезти на прогулку. Также услуги, поддерживающие состояние здоровья и предписанные врачом, – помощь в приеме лекарств, соблюдение режима питания, двигательного режима и т. п. Последний блок – социальное функционирование, связан с сохранением общения, ясности ума и т. п.
Все это вместе входит в пакет долговременного ухода, для клиентов с разным уровнем нуждаемости он разный. К примеру, первый уровень – помощь в приготовлении пищи, мытье и социализация, а третий уровень – максимальные услуги по гигиене, полностью кормление в зависимости от состояния.
Итак, нуждающийся проходит тестирование в координационном центре, на него составляется индивидуальная программа, где прописываются все услуги, требующиеся этому человеку. Помощники по уходу на каждого своего подопечного получают готовую модель – по времени, по объему, по алгоритму действий.
Средства технической реабилитации
– У нас есть пункт проката, где бесплатно предоставляют средства технической реабилитации, которые по индивидуальной программе необходимы гражданину. Их функционал направлен на то, чтобы пожилым людям максимально сохранить подвижность.
Это очень широкий спектр приспособлений – от специальных многофункциональных кроватей и противопролежневых матрасов, прогулочных колясок, колясок-туалетов до ходунков, поручней и сидений, которые крепятся в ванной и туалете.
Помощники по уходу
– Сегодня наше учреждение обслуживает 328 граждан, нуждающихся в уходе. Их количество растет – 1 июня открылось еще одно, четвертое по счету, отделение. У нас трудятся 213 помощников по уходу, работающих по профстандарту. Они прошли подготовку в Калужском базовом медицинском колледже, где их обучают тому, как понять, что самочувствие ухудшается, как заменить мочеприемник и правильно проводить профилактику пролежней.
При этом они не оказывают медицинских услуг; чтобы сделать укол или поставить капельницу по назначению врача, привлекаются медицинские работники.
Вся помощь оказывается только тому человеку, который указан в договоре. Если помощник по уходу готовит, осуществляет гигиенические процедуры, то только для нуждающегося. Если клиенту требуется уборка или покупка продуктов и лекарств, то за ним дополнительно закрепляется еще и социальный работник.
Поскольку на каждого подопечного у помощника отведено определенное количество часов в неделю, возникает проблема с отсутствием подменных сиделок в выходные и праздничные дни. Поэтому мы активно привлекаем людей к так называемому родственному ходу, когда родственники становятся сотрудниками организации, трудоустраиваются к нам и ухаживают за членом своей семьи еще и на выходных
Как правило, у помощника по уходу два клиента, живущих в одном районе. Он регулярно ведет дневник, где записаны медицинские рекомендации, прогнозируются индивидуальные цели ухода (если человек перенес инсульт, цель – поддержать жизнеобеспечение; если он обездвижен после перелома, цель – восстановить двигательные навыки). Со стороны заведующих отделениями ведется контроль ухода. При изменении состояния подопечного специалисты корректируют индивидуальную программу ухода и пересматривают часы ухода и услуги, он переходит на другой уровень обслуживания.
Если вы знаете о человеке, которому нужна помощь, необходимо обратиться в Координационный центр системы долговременного ухода по адресу: ул. Врубовая, 22, тел. 79-13-98.
Вас проконсультируют, какой перечень социальных услуг вам могут предоставить, как подать заявление, что необходимо для проведения первичной типизации. Причем обратиться в Координационный центр может не только тот, кто нуждается в уходе. Это могут сделать родственники и даже соседи.
Человек должен быть дееспособным, не обязательно одиноким, его материальное состояние не имеет значения. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно.
Если вы хотите работать помощником по уходу, обращайтесь в отдел кадров «Заботы» – ул. Московская, тел. 55-78-68. Там вас познакомят с требованиями по профстандарту, должностной инструкцией и перечнем документов, необходимых для трудоустройства.
Подготовила Ольга КОНОВАЛОВА
Фото из открытых источников