Многие всерьез считают Калугу по-настоящему театральным городом, и самое интересное, что так оно и есть. Чем живут они сегодня? В поисках ответа на такой вопрос мы посетили Калужский театр кукол, Калужский областной театр юного зрителя и Калужский областной драматический театр. Здесь от нас не скрыли ничего.
Диалог куклы и человека
Театр кукол живет ожиданием перемен, главная из которых – переезд в новое здание, в отреставрированный Дом Купцова, памятник архитектуры XVIII века. Этого события театр ждал почти 26 лет. Летом работы в особняке будут закончены, и можно будет приступать к техническому освоению нового пространства.
В связи с этим меняется и формат театра. К детскому репертуару добавятся постановки для взрослых, то есть наш театр кукол вернется к традиционным истокам, ведь изначально кукольные представления были предназначены для любого зрителя. Первый спектакль для взрослых – Кабаре Second hand – уже пользуется большим успехом у калужан, и этот успех окрыляет. Готовится еще одна постановка – «Декамерон» Боккаччо режиссера Петра Васильева и художника Алевтины Торик.
Новое месторасположение театра кукол является давно известной культурной точкой на городской карте. В разное время тут располагались и гостиница, и ресторан, и Дом работников культуры… Словом, здешняя энергетика, возможно, послужит и новым хозяевам, что, конечно, для театра, для образного диалога с куклой как с основным действующим лицом условие немаловажное.
С точки зрения драматургии здесь, возможно, не стремятся к безосновательной новизне, но продолжают просветительскую, образовательную работу. Для детей прежде всего. Репертуар основывается на классической детской литературе, на лучших произведениях отечественных и зарубежных авторов и, конечно, на народных пластах театрального творчества.
Для самых маленьких и самых взрослых
Театр юного зрителя также остается верным своим идеалам. Сценическое действо, предлагаемое маленьким театралам в качестве своеобразного путеводителя по жизни, здесь по-прежнему полно волшебства и удивительных событий. Все так же юный зритель имеет бесценную возможность примерить такие события на себя, надеясь запомнить секрет выхода из сложной ситуации, все так же персонажи сказочных спектаклей готовы открыть такие секреты всем, кто готов для этого.
Нынешняя весенняя программа ТЮЗа включает в себя традиционную Областную пасхальную выставку детского творчества, проводимую уже в сороковой раз и XIII Областной пасхальный детский театральный фестиваль. При этом одним из главных событий сцены является новый спектакль – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», постановка которого осуществлена петербургским режиссером Дмитрием Павловым.
Настойчиво и неустанно реализуя на своей сцене образное и искреннее выражение добра, гармонии и справедливости, театр юного зрителя востребован в этом смысле как никакой другой. Спектакли для детей перекликаются с вечерними спектаклями для взрослых – и те, и другие притягивают свою публику не причудливой сценографией, не фантастическими эффектами или музыкальными изысками. Подмостки, кажущиеся многим неказистыми и маловыразительными, на самом деле выражают очень многое. Вполне вероятно, что здесь происходит невозможное – здесь театр существует в чистом виде. Дистанция, отделяющая героев пьес от чуткой публики, минимальна. А значит, и дотронуться до душевных струн сидящих в зале удается в кратчайший срок.
Там, где нас любят и ждут…
Драматический театр находится в поиске, что вполне свойственно подобному культурному учреждению. При этом как «старший брат» театрального семейства он успевает направлять, объединять и популяризировать большинство исканий в многожанровом процессе, включая самые смелые эксперименты. Многие считают, что здесь все же нащупали свой путь, чтобы проявить себя в серьезном современном творчестве. Однако есть и скептики – слишком уж сложно определить направление, двигаясь в котором, непременно удовлетворишь все вкусы. Постановки последнего времени убедили зрителя в том, что театр – живой организм, а учитывая количество ярких индивидуальностей, создающих каждый спектакль, организм очень сложный. Владимир Хрущев, нынешний главный режиссер калужской драмы, старается использовать это, основывая репертуарную политику на разнообразии языка в общении с публикой.
Самые свежие премьеры убедили в этом. Homunculus, «Я подам тебе знак», «Близкие друзья» – все эти постановки наконец-то вызвали споры и жаркие обсуждения в зрительской среде. Несколько инертная до недавнего времени масса калужских театралов оказалась вовлеченной в живой диалог, не ограничивающийся зрительным залом.
Выразительный слоган «Мы вас любим и ждем», широко используемый Калужским драматическим театром в своей деятельности, приобретает новую окраску – публику приглашают к творческому сотрудничеству.
Сергей ГРИШУНОВ
Фото С. Гришунова