Деревянных кружевных дел мастер

Дом с резными фасадами никого не оставит равнодушным

Калужанин Юрий Фетисов создает уникальные обрамления карнизов крыш, окон, зеркал, удивительной красоты решетки отопительных радиаторов, адресные таблички, вывески и указатели, соединяя старорусские традиции и собственные фантазии.

Метаморфозы

Наличники – резные украшения окон деревянных домов, уникальное явление нашей культуры. Их изготовлением Юрий Фетисов увлекся лет 15 назад, и это стало основным делом его жизни.

Если бы в конце 70-х годов прошлого столетия 17-летнему интеллигентному юноше-белоручке, десятикласснику 13-й школы, увлеченному литературой, театром, грезящему ВГИКом, кто-то сказал, что он станет деревянных дел мастером, – вряд ли бы поверил. Да просто рассмеялся бы. Однако история его жизни похожа на кружевную доску с причудливым орнаментом: пединститут, армия, юридический колледж, милиция, завод, бизнес… Так что с философской точки зрения такая метаморфоза вполне логична: она похожа на его творения – бесконечна и разнообразна.

За это время мастер украсил декором дома не только калужан – ценителей деревянной красоты. Его работы придают завершенный вид «богатым избам» и деревянным коттеджам далеко за пределами региона, под Питером и Архангельском, в Беларуси и на Урале.

– Чтобы быть профессиональным резчиком, необязательно иметь специальное образование, – отвечает на вопрос о постижении мастерства Юрий Васильевич. – Оно вообще мало что дает. Это лишь база для познания любого ремесла, искусства, науки. Самое важное – самообучение.

В его небольшой мастерской приятно пахнет свежей стружкой. Сквозь открытую дверь в сад парят, сверкая на солнце, и опускаются мелкие древесные пылинки.

– Недавно позвонили, спрашивают: «Если мы у вас закажем наличники, вы сможете нам их доставить?» Отвечаю: «В принципе можно. А куда?» «Мы под Иркутском живем». «Нет. К сожалению, так далеко, конечно, не повезу», – улыбается мастер. –Только самовывозом.

Оказывается, редкая профессия у Юрия Фетисова. Нет, резные наличники я видел, продаются даже в наших строительных магазинах. Но это обыкновенный ширпотреб, который делают на станках, – так проще и дешевле. Заводская резьба получается точной, ровной, но сразу видно, что это штампованная вещь.

По-русски

– Все техники остались прежними – сверление и выпиливание, за одним исключением: теперь есть возможность использовать электрический инструмент. Конечно, я применяю электролобзик. Но, во-первых, делаю эксклюзивный рисунок, а во-вторых, это мой личный стиль и почерк. Второго такого наличника ни у кого не будет – это ручная работа. Мастеровые резные наличники – это не накладки по шаблону, сделанные на фабрике. В свои произведения я вкладываю фантазию и душу, – крутит в руках удивительной красоты элемент декора Фетисов. – С таким наличником и окно оживает. А когда в доме много живого – это же хорошо, это по-русски! Вслушайся в это слово – «наличник»… Чувствуешь? Находящийся на лице. Понятно? Фасад дома – это его лицо. А лицо должно быть с умными глазами, которыми он смотрит на мир. Дом без наличников голый. Раньше в деревне наличников не было разве что у последнего пропойцы.

Действительно, лет сто назад эти элементы являлись непременными атрибутами каждой избы. По внешнему виду элементов декора можно было многое узнать о хозяине дома.

– Естественно, вместе с заказчиком мы обсуждаем, во что «оденем» окно или карниз. Какой узор он предпочитает? Какой тотемный зверь ему нравится: лебедь, медведь, лев, конь, бык… Кто-то отталкивается от своего гороскопа. И, когда все вопросы улажены, приступаю к работе. Если нужен один наличник, управлюсь за пару-тройку дней, а если заказ большой и надо преобразить весь дом, работа займет, может быть, и не один месяц.

– Самый крупный заказ? – задумывается мастер. – Пожалуй, один дом в местечке «Земляничные поляны», километрах в 40 от Калуги. Так вот, тот двухэтажный бревенчатый особняк украшал все лето.

Аутентичность 

Глядя на тонкие изящные линии, естественно, возникает вопрос практического характера: как долог век таких наличников?

– До сих пор в некоторых деревнях можно увидеть почти развалившиеся старые избы, однако наличники на их окнах в сравнительно хорошем состоянии, – поясняет мастер. И добавляет: – Ушлые люди снимают их и продают очень дорого.

Что касается материала, береза для этого дела не годится, лучше всего подходит сосна или ель. Сосна – достаточно плотный материал и легкий для обработки, содержит смолу – природный антисептик, предохраняющий от влаги. Естественно, использую пропитки.

Я не делаю простые украшения, мне это неинтересно. И двух одинаковых наличников для разных домов я никогда не создам. Каждая работа уникальна, а типовые проекты – это не ко мне.

Мои заказчики – это счастливые люди, которые имеют возможность жить на земле в своем доме. Они хотят украсить его, сделать непохожим на другие. Частный дом тем и интересен.

Украшение русского дома, резные деревянные наличники – уникальное явление, за пределами России и Беларуси таких не найти. Но традиция так украшать окна не такая древняя, как можно подумать, она была удачно перенята у европейских архитекторов и воплощена в местных строительных материалах.

В целом наличники с прорезным узором, которыми мы привыкли восхищаться, массово появились примерно в середине XIX века. Удивительно, что в тех странах Европы, где много деревянных строений, в Швеции например, резной красоты на окнах нет. То есть, хотя идея декора вокруг окна и пришла к нам из Европы, развитие и ее реализация в дереве – чисто наше явление и очень характерная черта русского стиля. Именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа.

Мечта

– Моя работа что-то вроде синусоиды, – отвечает на извечный вопрос о том, кто же он, Юрий Фетисов, – ремесленник или художник. – Если провести прямую линию, то по одну сторону от нее – это чистое ремесло, по другую – искусство. Я ремесленник, когда пилю и строгаю, и одновременно художник, когда осмысливаю идею, превращаю обыкновенную деревяшку в графический образ, в орнамент. В духовном и эмоциональном плане я ощущаю себя художником.

Наверное, это и есть человеческое счастье. Когда человек находит, для чего он вообще на этой земле живет. Это счастье дано не каждому. Бывает, человек доживает до пенсии и не понимает, для чего он вообще есть.

– А есть ли у мастера мечта?

– Есть. Все мои работы украшают частные дома, то есть находятся в частных коллекциях – за забором. А мне бы хотелось украсить ими какой-нибудь уголок Калуги, что-то доброе оставить на память родному городу. Тем более что главный архитектор Алексей Комов неравнодушен к деревянному зодчеству. Мне нравятся его работы. И я готов сделать это совершенно бесплатно.

В мастерской Юрия Фетисова побывал Александр ФАЛАЛЕЕВ