Как сделать пребывание школьников в мировой сети безопасным
Цифровые технологии сегодня настолько плотно вошли в нашу жизнь, что представить ее без смартфона, планшета, облачных хранилищ и приложений, где мы храним документы, оформляем сделки, читаем книги и смотрим кино, просто невозможно. Даже младшие школьники пользуются интернетом и гаджетами, чтобы готовиться к урокам и набираться знаний. Но, как известно, вместе с морем информации глобальная сеть таит в себе немало угроз.
Мотивация
Несколько лет назад многие педагоги, психологи и родители сходились во мнении, что гаджеты – это зло, которое расшатывает психику ребенка и приводит к зависимости. Возможно, в некоторых случаях это действительно так, но как мама двоих детей я спорила с педагогами и психологами уже тогда. Десять лет назад английский язык мой сын-дошкольник начал изучать самостоятельно, чтобы научиться проходить уровни в игре. Игрушка была про сбор овощей и фруктов, и к первому классу, когда его сверстники только учились читать, он неплохо читал и на английском, а уж названия фруктов, овощей и даже садового инвентаря знал наизусть.
Конечно, пребывание за компьютером было дозированным, переживали по этому поводу и мы, и сын нервничал, когда проигрывал. Мы выделяли время для игр, стараясь превратить их в мотивацию. Понимали, что лучше сейчас научить его пользоваться гаджетами, распределять время и не принимать близко к сердцу события на мониторе. Было очевидно, что от современных технологий ребенка оградить невозможно.
Всемирная паутина
Но игры на компьютере и в телефоне давно вышли за рамки простого приложения на гаджете. Сегодня играют в основном в Сети, там же общаются, собирают команды, в соцсетях и мессенджерах собираются целые сообщества по интересам. А Google и Яндекс услужливо подкидывают в ленту новостей актуальную информацию. В школах пользоваться интернетом не запрещается, более того, в учебниках по окружающему миру уже в первом классе детям предлагается на некоторые вопросы поискать ответы с помощью родителей в Сети, чтобы расширить знания. Однако с социальными сетями и мессенджерами ухо нужно держать востро.
IT-специалисты Альянса по защите детей в цифровой среде (организация, создание которой инициировали российские компании «Ростелеком», «Лаборатория Касперского» «Яндекс» и другие) провели исследование и выяснили, что помимо широко известных опасностей Сети, которые сегодня контролируются: навязчивый маркетинг, сцены, содержащие насилие, товары, запрещенные для детей, кража персональных данных, выявили еще 23 риска, которые зачастую не лежат на поверхности.
Распознать опасность
Как рассказал в ходе вебинара «Киберриски в детской среде» эксперт в области цифровой трансформации, технологических трендов и информационной безопасности и основатель одной из крупных компаний Руслан Юсуфов, технологии не стоят на месте, а значит, растут риски. Специалисты по безопасности делят их на четыре группы: контролируемые, недооцененные, актуальные и требующие внимания.
Самые опасные – когда в соцсети через мессенджеры детей вовлекают в преступные группировки: по распространению наркотиков, радикализма и экстремизма. Например, на этой неделе в Подмосковье подростки по заданию из мессенджера повредили рельсы.
А вот мошенничество по выманиванию денег взрослые часто недооценивают. Считается, что если у ребенка нет банковской карты, то и «увести» деньги невозможно. На самом деле вымогатели работают с детьми очень активно. Чаще всего это происходит через встроенные функции в играх и приложениях.
Ну и, наконец, главная беда соцсетей и мессенджеров – это кибербуллинг (травля в Сети), сталкинг (навязчивое преследование и выслеживание), груминг (тесная дружба для дальнейшей эксплуатации). Дети не всегда рассказывают, что их обижают в Сети. А бывает, и родители, услышав жалобу, отмахиваются фразой: «Удали страницу, не ходи туда больше – и не будет проблем». Но сказать всегда проще, чем сделать. Для многих детей, как и для взрослых, онлайн-общение наиболее удобное. В итоге травля порой приводит к печальным последствиям, вплоть до попыток расстаться с жизнью.
Кстати, иногда «буллить» детей неосознанно могут и их родители. Например, они выложили у себя на страничке фото своего ребенка в малышовом возрасте, как им кажется, чумазого и прикольного, отметили его на фото – это тут же увидели его друзья. И то, что вам кажется милым, может вызвать волну насмешек в сторону ребенка от его сверстников. А публичные рассказы родителей о проделках сына или дочки (бывает, что родители пишут посты с просьбой помочь справиться с подростком) в дальнейшем могут повлиять на его судьбу при трудоустройстве.
Как говорят it-специалисты, все, что выкладывается в интернете, имеет цифровой след. Работодатели в некоторых компаниях мониторят Сеть, чтобы получить общую информацию по кандидату.
Как быть?
Лучшее средство для кибербезопасности детей, как говорят и айтишники, и психологи, – доверительные отношения с ребенком.
Нет ничего надежнее, когда дети не боятся рассказывать мамам и папам о том, что происходит в их жизни, в том числе в виртуальном общении, а родители умеют слушать и объяснять. В чем-то мотивируя, где-то запрещая, но не потому, что «я так сказал – и точка», а рассказывая о последствиях тех или иных шагов. Тогда киберопасность можно предупредить.
Есть поговорка: доверяй, но проверяй. В этом помогают программы родительского контроля, детские платформы общения, блокировка контента. В любом случае важно понимать, что технологии меняются быстро, а значит, вместе с ними множатся и риски. Поэтому всегда важно держать руку на пульсе.
Ольга Смыкова, фото автора и из соцсетей