Диалог с деревом

Художник, коллекционер и педагог Денис Гирин – о передаче секретов мастерства подрастающему поколению и уникальном собрании щелкунчиков

Педагогический стаж у художника немалый: восемь лет он работал в художественной школе, пять лет ведет студию резьбы по дереву в центре «Достояние» и занятия по изобразительному искусству в школе № 14.

ТРИ ПРОСТЫХ ДВИЖЕНИЯ

Обучение резьбе по дереву начинается с простейшего орнамента. Ученики тренируются на липовой рейке с прочерченными карандашом параллельными линиями. Кончиком резца нужно с усилием продавить в древесине стороны равнобедренного треугольника и еще одним движением надрезать снизу. Повторив несколько раз, можно увидеть результат – объемный геометрический узор из треугольников. Занятие требует не только определенной сноровки, но и терпения, сосредоточенности.

– Дети разные, некоторые схватывают очень быстро, особенно девочки, – рассказывает Денис Владимирович. – Другим нужно время, но главное – желание и интерес. Работаем только ручными инструментами, движемся от простого к сложному. Мелкая моторика развивается прекрасно.Лучший материал для начинающих – липа, у нее самая мягкая древесина. Из нее делают ложки, различную кухонную утварь. Для столярных работ подходят береза, дуб, орех, бук, красное дерево. Из груши и яблони вырезают мелкие скульптурные вещи, например, небольшие иконки, крестики, японские фигурки нэцкэ.

Ребята мастерят ложки и лопатки для кухни, ключницы, разделочные доски, декоративные фигурки животных – готовые изделия забирают домой, всему находится место в хозяйстве. К новому году украшают резьбой миниатюрных лошадок, елочные игрушки в виде ангелов из тонкой фанеры. Центр «Достояние» каждый год участвует в традиционной рождественской выставке в Театре юного зрителя, и работы юных резчиков тоже можно увидеть там.

– Для украшения изделий берем за основу русский узор. У каждого элемента когда-то было значение: вот солярные знаки, вот засеянное поле. В каждом изделии был зашифрован определенный смысл, и по доске, как в книге, можно было прочитать, что хотел сказать мастер. Сейчас смысловая составляющая утрачена, осталась только декоративная.

 

ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ

– У меня с детства была тяга к работе с деревом, – рассказывает Денис Гирин. – Всегда возился с деревяшками и что-нибудь мастерил. Родные и близкие это замечали и поддерживали. В то время в России было три училища с художественным направлением – в Абрамцево, Богородском и Тарусе. Родители не хотели отправлять меня далеко, и в 1991 году, окончив девятый класс, я поступил в училище № 34 в Тарусе. Наш курс вел известный художник Сергей Пилипенко. Через три года я получил специальность «резчик по дереву четвертого разряда».

В 1995 году Денис вернулся в Калугу. Владыка Климент, посмотрев работы молодого мастера, взял его на работу. Почти 20 лет художник вместе с коллегами трудился в храмах Калужской епархии, делал и украшал деревянные иконостасы и киоты.

– Храм Иоанна Предтечи был первым, в котором довелось работать. На втором этаже была мастерская. Во время перерывов в работе я заметил под облупившейся побелкой старинную роспись, стал осторожно ее очищать. Это оказался апостол Лука, покровитель иконописцев. В советское время росписи побелили, и благодаря этому они не погибли. Когда храм вернули церкви, их смогли восстановить.

Денис Гирин вспоминает самый необычный заказ – кипарисовый иконостас для Соловецкого монастыря. Художник работал над ним дома, и аромат стоял необыкновенный – невозможно надышаться.

Мастер активно занимался и собственным творчеством, участвовал в выставках, в том числе крупных региональных и всероссийских, вступил в Союз художников, был стипендиатом Союза художников и министерства культуры – эксперты дали высокую оценку его произведениям.

– Через 19 лет основные работы для епархии были закончены. Я поступил на работу в художественную школу, в свободное от преподавания время продолжал выполнять частные заказы для храмов Калуги, Боровска, Брянска, Москвы. Сейчас много занимаюсь реставрацией мебели. Работы по резьбе стало мало. Дело в том, что большую популярность приобрели деревообрабатывающие станки с ЧПУ – с их помощью производят и декор для мебели, и наличники, и даже киоты. Это быстрее и дешевле, но резьба получается мертвая, дерево выглядит как пластмасса. Мне ближе ручная работа, – говорит художник. – Тем не менее и сейчас бывают интересные заказы. Например, для одного из калужских ресторанов делал декор в народном стиле – на трехметровых слэбах (срезах дерева) то проявляется, то исчезает геометрический орнамент.

СТАРЫЕ МАСТЕРА УЛЫБАЮТСЯ

Денис Гирин известен как собиратель произведений калужских художников, но есть в его коллекции и уникальные деревянные изделия из Западной Европы – навершия пробок и старинные щелкунчики – щипцы для колки орехов, сделанные в конце XIX – начале ХХ века. На «канонического» Щелкунчика из рождественской сказки Гофмана или балета Чайковского они совершенно не похожи.

– Всего у меня их шесть. Для деревянного изделия 100–120 лет – солидный возраст, к тому же их активно использовали в быту, поэтому некоторым щелкунчикам потребовалась реставрация. Сделаны они из древесины груши, каждый украшен настоящей мини-скульптурой в виде голов медведя, бульдога, гнома и портретов знаменитых государственных деятелей. В двух вариантах представлен «железный канцлер» Бисмарк – в шлеме с острой пикой, как на известном фото, и без него. Есть и американский президент Линкольн с его характерной бородкой. Сходство очевидно, работа тонкая, мастерски выполненная, но сама идея полна гротеска: известные политики разгрызают для вас орехи. Такие щелкунчики – большая редкость, поэтому пополняется коллекция очень медленно.

ИСТОРИЯ ЩЕЛКУНЧИКА

Щелкунчик (нем. Nussknacker) – деревянное приспособление для колки орехов, выполненное в виде человеческой фигурки, раскалывающей орех «зубами» с помощью рычажного механизма. Благодаря сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана и балету Петра Ильича Чайковского он стал одной из ключевых фигур рождественского убранства.

Первые упоминания о приспособлениях для колки орехов в виде человечков с огромным ртом относятся еще к XV веку. Щелкунчик в нарядной военной форме и белом парике появился в начале XIX века в маленьких деревнях Рудных гор Саксонии (Германия). На рубеже веков там начали закрываться шахты, и бывшим шахтерам пришлось искать другие возможности для заработка. Многие из них занялись резьбой по дереву, в том числе производством деревянных игрушек. Отцом «эталонного» щелкунчика считают Фридриха Вильгельма Фюхтнера из деревни Зайфен – семейный бизнес продолжает уже шестое поколение его потомков.

Большой популярностью пользовались игрушки в виде представителей власти – правителей (в том числе Наполеона и Бисмарка), жандармов, гусаров или лесничих. «Эволюция» щелкунчиков пошла по двум направлениям: одни игрушки приобрели вид настоящих орехоколов, другие выполняли чисто декоративные функции.

В городе Нойхаузен (Германия, Рудные горы) есть Музей щелкунчиков, где собраны более 5000 экспонатов из 30 стран. Его охраняет 10-метровый щелкунчик-исполин весом свыше трех тонн.

В 2024 году в Музее-усадьбе П. И. Чайковского в Воткинске открылся музей «Щелкунчик», где дети проходят квест по мотивам одноименной сказки Гофмана и балету великого русского композитора.

 

Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Антона Забродского и из архива Духовно-просветительского историко-культурного центра «Достояние»