Замечательная актриса театра и кино Ирина Муравьева провела в концертном зале областной филармонии творческую встречу со зрителями, отметив ею 35-летие выхода на экраны кинофильма «Карнавал», снимавшегося в нашем городе, и завершающийся Год российского кино.
Актриса рассказывала о своей жизни и творческой карьере, демонстрировала отрывки из фильмов со своим участием, пела песни, делилась интересными случаями, происходящими на съемочных площадках, отвечала на вопросы зрителей, которых было много. Как и цветов, которые дарили актрисе.
Оказалось, что самая обаятельная и привлекательная актриса советского кино в начале своей карьеры играла… мальчиков.
– Наверное, поэтический бум, царивший в 60-е годы, отчасти послужил причиной моей любви к театру. Театр тогда тоже переживал подъем. В нем были Олег Ефремов, создавший «Современник», Андрей Гончаров, Театр на Таганке. Я посмотрела, например, весь репертуар вахтанговского театра, даже видела Юрия Любимова в «Моцарте и Сальери». Нас было четыре подруги, и мы все думали только о театре. Мы знали, что происходит в других городах, и многие из наших знакомых даже ездили туда в театры. Но я была еще школьница, мамина дочка, меня не отпускали, однако я знала, что есть такой артист Смоктуновский и что он играет князя Мышкина, – рассказала Ирина Муравьева.
На день рождения я даже попросила маму, чтобы она купила мне книгу «Моя жизнь в искусстве» Станиславского и всегда ее читала. Пока училась в школе, уже хотелось реализовать способности. А после школы, конечно, стала поступать в театральный институт и провалилась. Меня это просто ошарашило, потому что была уверена, что если б Станиславский был жив, он обязательно бы меня взял, потому что подхожу по всем критериям. Может быть, не такая красивая, но это не очень важно для сцены, для нее значимы талант и желание работать. На следующий год я все-таки поступила в студию при Центральном детском театре. Правда, сначала было что-то вроде разочарования: поступила, но куда-то не туда. Зато педагоги были хорошие, три года жизни в этой студии – тоже, и после ее окончания меня оставили при театре.
При распределении ролей первого спектакля, в котором я играла, мне досталась роль мальчика. Это была пьеса «Сомбреро» Сергея Михалкова. Потом снова роль мальчика. Но затем я играла Любку Шевцову в «Молодой гвардии», Виолу в «Двенадцатой ночи», другие. Играла каждый день, и теперь понимаю – какое это счастье, что я попала в ЦДТ, и у меня было семь лет каждодневной игры на сцене. Это большая школа. Но я задумалась о своем будущем, а после того как увидела детский отзыв одной нашей замечательной актрисе-травести в спектакле «Сын полка», что маленький старичок хорошо сыграл мальчика, то решила скорее переходить во взрослый театр, где Чехов и так далее. Режиссер Павел Хомский ставил у нас «Молодую гвардию», и я перешла к нему в театр Моссовета, в котором проработала 17 лет. За это время были сделаны все лучшие фильмы, в которых я снималась, а в театре сыграна, например, Грушенька Достоевского.
Потом у меня началось что-то вроде творческого кризиса, я начала понимать, что не так для него двигаюсь, смеюсь, что глупо вести себя как раньше. Написала заявление об уходе. Правда, хорошо было только три дня, дальше я не знала, что делать. Но меня взяли в Малый театр, и в нем начался поток потрясающих ролей. Я, наконец, начала играть Чехова, Островского, Толстого – замечательные, потрясающие красивые роли, написанные для женщин моего возраста. Работаю в Малом театре уже больше 20 лет.
По словам Ирины Муравьевой, то, как она сыграла в фильме «Москва слезам не верит», получившем «Оскар», сначала ей не понравилось.
– Когда я прочитала сценарий, сказала режиссеру Владимиру Меньшову, что только я одна знаю, как играть эту роль. Я прочувствовала юмор, породу этой девочки. Веру Алентову, Раису Рязанову и меня очень долго не утверждали. Но съемки были чем-то феерическим. Меньшов извергал на площадке огромное количество идей, смешных интонаций. А после первого просмотра я фильм не досмотрела до конца, потому что в тот вечер играла в спектакле, пришла в ужас от себя и плакала – как же я прохихикала всю роль, такая наглая, противная получилась девочка. Я таких людей не люблю. Но потом увидела огромные очереди в кинотеатр и поняла, что в отношении себя была не права.
По прошествии времени могу сказать, что мне не стыдно за этот фильм, за «Карнавал», за «Самую обаятельную и привлекательную». Хотя в последнем я вообще не хотела сниматься. Мне не понравился сюжет, какие-то разборки в конструкторском бюро, как выйти замуж, мне это было неинтересно, потому что у меня был муж и все устроено. Но теперь я смотрю этот фильм, и с каждым годом он нравится мне все больше.
Актриса считает, что самые сильные дружеские отношения завязываются на работе. Как и отторжение.
– Последнего у меня, к счастью, не было, – говорит Ирина Муравьева. – Дружеские отношения у меня, например, с Леней Куравлевым. Но это не означает, что мы перезваниваемся, ходим в гости. Мы всегда можем душевно поговорить. Как и с Алентовой, и Рязановой.
По жизни актриса – оптимистка, ей незнакомо понятие «хандра», а чтобы справиться с проблемами, она считает, что в них надо пожить.
Новый год для нее – семейный праздник.
– Мы со старшей сестрой всегда его отмечали с папой и мамой. У нее – две девочки, у меня – два мальчика, – говорит актриса. – Мама недавно ушла из жизни, сестра как-то недавно сказала, что без мамы и праздник не праздник. Но будем пытаться как-то без них…
Николай АКИМОВ
Фото А. Гусева