Был только один шанс на миллион, что останки погибшего пилота найдут спустя 80 лет и установят его личность. И это случилось.
В Киришском районе Ленинградской области из болота Соколий Мох поисковики отряда «Высота» достали останки советского 19-летнего летчика Павла Чекмасова. Он пропал без вести в 1941 году. Его самолет сбили под Ленинградом. Место крушения обнаружили во время поисковых работ весной 2022 года.
Наш Павел
– В местах, где мы проводили поисковые работы, – станции Жарок, Погостье, Мга – в конце лета 1941-го проходила линия фронта, – рассказал Сергей Куксенко, руководитель отряда «Высота» города Кириши Ленинградской области. – Здесь покоится еще много наших бойцов из списков без вести пропавших. Ранее тут уже нашли десять самолетов. И вот новая удача. Детали самолета Як-1, останки летчика, а также личные вещи пилота доставали с шестиметровой глубины. В нагрудном кармане летного комбинезона обнаружили документы, письма от мамы и старшего брата. Установить личность помог чудом сохранившийся комсомольский билет. Пилотом оказался калужанин Павел Чекмасов.
Ленинградские поисковики обратились к коллегам в отряд имени Михаила Краснопивцева с просьбой помочь найти родных пилота.
– Обнаружить при погибшем документы в таком состоянии, что возможно было прочитать полностью имя, место жительства и даже адрес, – для поисковика большая удача, – говорит Владимир Гусев, занимавшийся поиском родственников Чекмасова в Калуге. – Отыскать потомков оказалось непросто. Чекмасовы жили на улице Ленина, в доме 9. Известно, что улицы часто меняли свои названия, причем некоторые несколько раз. Но я и предположить не мог, что улица Ленина меняла свою дислокацию. Оказалось, перед войной она располагалась на месте современной улицы Воронина. Там-то, в доме 9, я и нашел племянницу Павла Лаврентьевича – Галину Александровну. Она рассказала, как мать Павла ждала возвращения сына с фронта, надеялась, что он жив или был в плену. Родным прислали только документ, где написано, что Павел пропал без вести. Даже примерного места его гибели родные не знали.
Когда информацию о поиске родственников летчика разместили в СМИ и соцсетях, об этой истории узнала Галина Смирнова, хранитель музея средней школы № 5.
– В нашей школе на мемориальной стене «Они сражались за Родину» есть имена выпускников, которые учились в 5-й и погибли во время Великой Отечественной войны. Список составлен на основе данных Книги памяти. Когда я увидела фамилию Чекмасов, сразу поняла: это наш Павел. Хотя в старших классах он перешел в соседнюю, 3-ю школу, но мы его считаем своим, так же, как и двух его братьев, наших учеников.
Галина Григорьевна посетила государственный архив, где хранятся классные журналы школы разных лет, в них есть оценки за успеваемость двух его братьев – Виктора и Александра. Также Галина Григорьевна нашла в архиве свидетельство о рождении Павла. Оно выдано в 1922 году, место жительства – «ул. Пролетарская, 92», тот самый дом на перекрестке с современной улицей Воронина, он же – на ул. Ленина, 9.
Молодёжь – на самолёты!
Павел родился в 1922 году. В семье Евдокии и Лаврентия Чекмасовых он был средним из пяти сыновей. Его путь в авиацию в предвоенные годы был обычным для большинства его сверстников. В то время в стране был объявлен всесоюзный призыв: «Молодёжь – на самолёты!» Военные школы пилотов принимали юношей, прошедших обучение на самолете У-2 в аэроклубах Осо-авиахима СССР. В 1937 году по комсомольской путёвке Павел поступил в аэроклуб, где изу-чал азы летного дела. Через два года получил направление в Качинскую авиационную школу имени А. Ф. Мясникова. А ещё через год младший лейтенант Чекмасов, в совершенстве владея полетами на самолетах И-16, получает направление в 161-й резервный авиационный полк.
Этот полк был сформирован в мае 1940 года на аэродроме города Армавира в составе военно-воздушных сил Северо-Кавказского военного округа. Тогда в Армавире спешно комплектовалась школа летчиков за счет кадров других авиационных школ. Перед ней была поставлена задача – в течение шести месяцев обучить и подготовить для страны летчиков-истребителей. Первые самолеты и необходимое аэродромное оборудование были получены из Армавирского резервного авиаполка.
Затем Павла Чекмасова перевели в 121-й истребительный авиационный полк, укомплектованный новыми одноместными фронтовыми истребителями Як-1.
Роковой вылет
К боевым вылетам приступил в июле 1941-го с аэродрома Чертаново. Истребители прикрывали город и военные объекты Москвы с воздуха, штурмовали войска противника. 27 августа полк перевели на Ленинградский фронт. Место дислокации – аэродром Углово. В этот период на вооружении полка было 17 самолетов Як-1.
Обстоятельства гибели Павла Чекмасова остаются неизвестными. По данным архива Минобороны, он не вернулся с боевого задания 29 августа 1941 года и числился без вести пропавшим. Его роковой вылет произошел всего через два дня после перебазирования на новый аэродром. Что именно в этот день произошло, еще предстоит узнать военным историкам. Но если обратиться к хронологии того самого 121-го авиационного полка, в графе «Потери» читаем:
«29 августа 1941 года. Кирилин Николай Степанович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1.
29 августа 1941 года. Чекмасов Павел Лаврентьевич. Младший лейтенант. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1.
29 августа 1941 года. Читорилидзе Давид Соломонович. Младший лейтенант. Лётчик. Погиб. Похоронен в посёлке Углово Ленинградской области».
В графе «Воздушные победы»: «29 августа 1941 года. Карпов Александр Терентьевич. На истребителе Як-1 сбил в паре Bf.109 в районе Тосно – первая групповая победа в составе полка».
В сентябре полк передаст оставшиеся шесть самолетов с летным составом в 7-й истребительный авиационный полк, а в сентябре 1942 года его и вовсе расформируют.
Последний приют
Возвращение из безвестия Павла Чекмасова открыло еще одну неизвестную страницу жизни Александра Карпова. Два земляка – Карпов и Чекмасов – прошли недолгий, но славный путь от калужского авиаклуба и курсантства в Каче до рокового для Павла дня в августе 41-го. Александр Терентьевич был старше Павла на пять лет. Начав войну пилотом, Карпов позже возглавит эскадрилью, совершит около ста воздушных боев, станет дважды Героем Советского Союза. И погибнет спустя три года после Павла. В его честь назовут улицу в Калуге.
На военном мемориале «Урочище Липовик» по традиции в канун Дня Победы прошло мероприятие, посвященное памяти героев Великой Отечественной войны. До сих пор здесь, под Ленинградом, в земле находят останки воинов, и каждый год перед Днем Победы проходят захоронения.
6 мая поисковики из отрядов, приступивших к весенней Вахте Памяти на территории Киришского района, предали земле останки 134 воинов. При них обнаружены 13 смертных медальонов, по которым удалось установить личности пяти человек. Один из них – калужанин Павел Чекмасов, отдавший жизнь за мирное небо и за будущее нынешнего поколения.
Держать портрет молодого летчика на торжественной церемонии доверили сыну поисковика из «Высоты» Сергея Куксенко.
В музее истории школы № 5 Калуги планируют сделать уголок погибшего летчика, чтобы память о нем как о защитнике Отечества была увековечена.
Ольга Коновалова