Дороги, которые мы выбираем

Дороги, которые мы выбираем

Спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова поставила режиссер из Москвы Мария Федосова

Перечитывая пьесу, невозможно не удивиться, насколько актуальна она сегодня. Тревожные новости, самопожертвование одних и подлость других, даже ставшая привычной за три года мысль о том, что «мир не будет прежним».

В жизнь влюбленных врывается война

Инженер Борис (его роль исполняет Вячеслав Соколов), имевший право на бронь, отправляется на фронт добровольцем и пропадает без вести. Его двоюродный брат, пианист Марк (Дмитрий Казанцев), напротив, добивается брони нечестным путем. Невеста Бориса Вероника (Евгения Сергеева, в другом составе – Елизавета Лапина) выходит замуж за Марка, но казнит себя за это, «едва живет».

На сцене – огромный скульптурный портрет в строительных лесах: главная героиня – скульптор. Справа рояль, за ним – огромное окно. Режиссер играет со временем и пространством, артисты словно перемещаются из одной реальности в другую. В темной комнатке с печкой-буржуйкой Бороздины оказались в эвакуации. В воспоминаниях навсегда остался московский летний день 1941-го, проводы на фронт: во время «флешбэков» яркий свет заливает все пространство сцены, а остающиеся «за кадром» персонажи словно встают на паузу.

Если «забыть» сюжет пьесы, этот прием поддерживает интригу: из-за чего погрузилась в депрессию жизнерадостная и энергичная Белка-Вероника, почему она не пришла провожать Бориса, за что презирает Марка?

Лишь два момента как будто сходятся в одном пространстве. Варвара Капитоновна (Надежда Бурнашова) провожает уходящих на фронт москвичей, Анна Михайловна (Лариса Фанаскова) встречает вернувшегося с фронта сына.

Как в замедленной съемке

В какой-то момент возникает еще одно пространство – квартира Антонины Монастырской с ярко-розовыми портьерами. Актриса Анастасия Семесенко играет утонченную лицемерку,

прагматичную до цинизма. Она сочувствует влюбленному в нее Марку, но замуж – ничего личного – пойдет за влиятельного Чернова. У Монастырской собираются те, кому война – «мать родна». Царица бала – нечистая на руку хлеборезка Нюра, а случайно попавшие в эту компанию порядочные люди лишь нарываются на оскорбления.

Действие пьесы наполнено трагическими событиями, но эмоциональный фон спектакля ровный, приглушенный. Здесь нет и, конечно, не должно быть пронзительных сцен, которые есть в фильме, – с висящим в пустоте абажуром и часами, тикающими на разрушенной стене в квартире Вероники, с ее бегством из госпиталя – в туфлях по снегу. Проводы Бориса, когда семья собирается за столом и негромко поет «В далекий край товарищ улетает», напоминают обычные посиделки на кухне. За внешним спокойствием надо постараться уловить ужас, предчувствие того, что с сыном, братом, внуком Бороздины прощаются навсегда.

Даже сцена у Монастырской, куда Вероника приходит за своим талисманом, происходит без скандала и пощечин: артисты двигаются безмолвно, как в замедленной съемке, лишь громче звучит из патефона Шаляпин. «Ничего не будет по-старому», – произносит Монастырская в финале сцены, эффектно падают розовые портьеры, зрители аплодируют.

Чёрно-белое кино на заднике сцены

Роль доктора Бороздина исполнил заслуженный артист Калужской области Валерий Смородин. Его герой наделен редкими качествами – способностью сострадать и великодушием. Корит себя Вероника, не может простить ее Ирина (Елена Короткова, в другом составе – Тать

яна Овсяникова), только Федор Иванович не осуждает девушку и по-прежнему любит как родную дочь. В спектакле есть забавная и трогательная сцена: доктор капризничает, что приходится опять есть перловку, но как только узнает, что она приготовлена Вероникой, быстро, как в школьной столовой, съедает кашу, залпом выпивает чай и хвалит повара. Узнав о непорядочном поступке Марка, Бороздин теряет дар речи: это причиняет ему не меньшую боль, чем известие о гибели сына. Воспоминания Володи (Алексей Чепелев), сослуживца Бориса, режиссер показывает как черно-белое кино на заднике сцены.

Наконец наступает момент, когда обе линии сюжета соединяются во времени и пространстве: Бороздины возвращаются в свою московскую квартиру. В финале со сцены уберут все, кроме столика со скульптурным портретом Бориса, над которым в самом начале работала Вероника, и героиня произнесет свои последние реплики: «…Зачем я живу? Зачем живем мы все, кому он и другие отдали свои недожитые жизни? И как мы будем жить?» Вот и кануло в Лету прошлое, нет его, и начинается с чистого листа совсем другая жизнь…


Виктор Розов, участник Великой Отечественной войны, написал «Вечно живые» в 1943 году, находясь в отпуске после ранения. Этой пьесой в постановке Олега Ефремова открылся в 1956 году театр «Современник». В 1957-м по сценарию Розова, созданного на основе пьесы, режиссер Михаил Калатозов снял фильм «Летят журавли». Кинокартина стала лауреатом Каннского кинофестиваля
в 1958 году.


Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Виктора Кропоткина