«Семейные ценности и мама в джунглях» – так называется выставка молодой московской художницы Алисы Власовой, которая проходит в ИКЦ.
В живописи ей наиболее близки неоэкспрессионизм и примитивизм. Вдохновляют художницу Анри Матисс, Поль Гоген, Фрида Кало, Жан-Мишель Баския и многие другие авторы.
По следам Хемингуэя
Когда-то Алиса увлеклась книгами Хемингуэя, его подробными описаниями Африки и быта богатых охотников. «Под зеленым тентом в тени развесистого дерева, наслаждаясь прохладным ветром, мы уплетали свежее масло, отбивные из газельего мяса с картофельным пюре, зеленую кукурузу и консервированные фрукты», – пишет он в повести «Зеленые холмы Африки». Под впечатлением от книги «Проблеск истины» Алиса написала первую работу, посвященную джунглям.
У художницы двое сыновей, младший совсем маленький. В сказке Чуковского сбегают в Африку дети, иногда туда хочется убежать и молодым родителям. Настоящие путешествия приходится на время отложить, но, мечтая о них, Алиса творит свой яркий мир, полный цвета и света, зовущий к приключениям. Среди буйной тропической зелени охотник наблюдает за леопардом, леопард с интересом смотрит на зрителя. Большое и маленькое могут поменяться местами, как в сказке Льюиса Кэрролла.
– Довольно долго я работала в стол, и никто не знал, что я пишу картины, – рассказывает Алиса. – Приходя ко мне в гости, друзья стали обращать внимание на мои работы. Случилось очень важное для меня событие: мои картины купили. Через некоторое время покупатели прислали их фото из Кении. Переехав работать и жить на другой континент, друзья взяли картины с собой, и это много значит для меня. Африка где-то рядом, она мне близка. Так символично закольцевалась эта история.
Семейные ценности
Открыл выставку иммерсивный перформанс от театральной студии «Мялькин дом». Юные артисты рассказали о своих семейных традициях, а потом вместе со зрителями встали в большой круг и каждый загадал заветное желание.
Живописные работы Алисы – настоящая цветотерапия: яркие краски, гармоничное сочетание тонов.
По шоколадно-коричневой поверхности стола, уставленного яствами и напитками, так и хочется провести пальцем. Среди красочного изобилия можно найти все что душе угодно, от пиццы с колой до омаров и устриц с изысканными винами.
– Эта большая картина называется «Петин любимый завтрак». Мы со старшим сыном часто вместе занимаемся творчеством. Изначально на холсте Петя нарисовал то, что он любит: пиццу, пирожные, колу. Я подумала, если возьму за основу то, что нарисовал он, и немного доработаю картину в своей стилистике, получится интересно. А сама я люблю устрицы. У них послевкусие, как глоток морского воздуха.
Роскошь блюд на картинах сочетается с демократичным хаосом сервировки. Не обязательно знать, что чем есть и что из чего пить, – просто садись за стол и будь как дома, здесь рады всем.
– Эти работы не про еду, а про семейные ценности и традиции, – говорит художница. – Стол – место притяжения для всей семьи. За столом происходят события, которые объединяют родных и близких: и обычная трапеза, и юбилей или свадьба. Корни этой серии картин – из моего детства, из нашей семейной традиции собираться вместе за завтраком.
Алиса вспоминает круглый деревянный стол на толстой ножке, нелюбимую кашу и награду за нее – запеченную в духовке питу с колбасой и сыром. За столом болтали, спорили, делились планами, а девочка, совершенно счастливая, находилась в кругу семьи, в атмосфере безусловной любви и принятия. В этом и смысл – получив такой дар, передать его дальше, своим детям, распространить на всех, кто оказался рядом.
«Творческий кочевник»
В Московском театральном колледже имени Леонида Филатова Алиса Власова получила профессию режиссера-постановщика детских театрализованных представлений. Затем окончила Московский институт лингвистики, но любовь к языкам не могла пересилить тягу к изобразительному искусству. Будучи самоучкой, не имея за плечами художественной школы, девушка поступила в Суриковское училище. В силу жизненных обстоятельств учебу пришлось оставить, но поиск инструментов творческого самовыражения продолжался: Алиса стала профессиональным фотографом.
– Мне неинтересно снимать жизнь в ее обычных проявлениях, хочется увидеть в ней и показать что-то необычное, волшебное. Я делаю своими руками и использую в съемках маски и реквизит. Как правило, выбираю для этого подручные средства. Мне нравится идея апсайклинга: не покупать в магазине хорошую бумагу и новые материалы, а использовать то, что есть, давать предметам вторую жизнь. Однажды мы с Юлей Мялькиной нашли огромную коробку, смастерили из нее гигантскую рыбу и сделали фотосессию в японском стиле.
Мы видим и другие лейтмотивы этой выставки: театр и дети. Созданные Алисой из папье-маше фантастические растения и «плывущие» по стене рыбы, стол, уставленный бутафорскими сладостями, картонная птичья голова – как будто идол из затерявшегося в джунглях древнего храма. Прекрасно дополнили экспозицию фрагменты декораций к спектаклю «Книга джунглей» Инновационного театра балета.
– Когда я училась в театральном училище, меня захватывал процесс создания спектакля, в том числе его визуальной части. Мне нравилось участвовать в этом, делать костюмы, декорации. И с детьми связана вся моя жизнь: старший сын родился, когда мне было 22 года. Мы всегда вместе что-то придумывали и мастерили.
Выставка продлится до 14 февраля. Во время ее работы организаторы планируют интересные активности для детей, в том числе чтение вслух с участниками театральной студии «Термит» и экскурсии.