Екатерина Каткова: «За каждым стежком – частичка моей души»

Калужская мастерица создает уникальные украшения и развивает старинное ремесло

Она мечтает, чтобы как можно больше людей заинтересовались русским народным костюмом. Мастерскую-студию костюма «Сорока» Екатерина открыла всего пять месяцев назад. Изначально сделала упор на изготовление всевозможных фенечек-украшений.

– Екатерина, по образованию вы зооинженер, выпускница сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева…

– Это было логично, поскольку с самого детства я занималась конным спортом, – смеется она, видя моё недоумение. – Даже не знаю, откуда у меня появилась такая любовь к лошадям? Еще читать не умела, а картинки и рисунки лошадей в книжках и журналах вызывали у меня особый трепет. Училась в лицее № 36. В девять лет попросила маму отвести меня в конноспортивную ­школу, с того момента я там, можно сказать, поселилась. Самое высокое мое достижение – чемпионка России по выездке, кандидат в мастера спорта.

– А что помешало стать мастером спорта?

– Рано вышла замуж. А с рождением дочери Киры это страстное увлечение спортом как-то само собой ушло даже не на второй план, а вообще закончилось.

– У вас трое детей…

– Да! Кире 19, она замужем, пять месяцев назад у них родился замечательный Михаил. Вере 10 лет, и Роману-первокласснику семь лет.

– И когда же в вашей жизни появилось увлечение шитьём?

– Это происходило постепенно. В декрете начала делать самые простые вещи для новорожденной дочки, постепенно перешла к более сложной детской одежде. Это затягивало. Средняя дочь пошла в школу, увлеклась танцами, и я шила костюмы для детского досугового центра «Достояние», где она занималась. А когда Вера увлеклась пением, поступив в музыкальную школу им. С. С. Туликова на фольклорное отделение к замечательному педагогу Марине Леонидовне Каргополовой, первым делом встал вопрос народного костюма для концерта. Это стало отправной точкой развития моего сегодняшнего  творчества.

– Ну, наверное, не одна вы так делали. Однако дальше того, чтобы сшить костюм для ребенка, никто не пошел…

– Я не могу подходить к делу формально. Мне хотелось понять, разобраться, из чего делали костюмы в старину, почему именно такая вышивка, какой смысл она несет и так далее. Искала первоисточники, читала, общалась со знающими людьми…  Так я пришла к изучению славянской культуры.

– Так из чего же шили традиционную одежду на Руси?

– Исторически сложилось, что основными тканями были лен, крапива и хлопок – их выращивали практически во всех регионах страны. Эти натуральные волокна обладают уникальными свойствами: они дышат, хорошо впитывают влагу и создают комфортный микроклимат. Из льна производился грубый и тонкий, суровый и отбеленный холст. Свежевытканное льняное полотно имело серебристо-серый цвет, весной его отбеливали с помощью золы и снега, а летом многократно мочили в реке и сушили на солнце…

– А где вы берёте ткань для костюмов?

– Как ни странно, домотканую ткань до сих пор можно найти у бабушек, на «Авито». Её не очень много, но пока есть. Не так просто привести ее в порядок, ведь много лет она лежала в сундуках, на чердаках, – отстирываю, отглаживаю. И использую лен. А еще есть задумка, сумасшедшая (смеется), самой ткать материал из крапивы. Это дело я пока изучаю, возможно, в следующем году попробую соткать.

– Все ваши украшения: пояса, ремни, браслеты, чокеры – ручная работа?

– Исключительно ручная! И не только украшения. Как-то моя ученица в студии у меня увидела вышитую часть завесы, над которой я работала, и сказала: «Это же такой огромный, неимоверный труд!»  А на самом деле я никогда не задумывалась над этим, для меня это естественный процесс: выполнить вышивку, пояс соткать, рубаху сшить – все должно быть сделано вручную. В наше время мы легко можем все это заменить на машинное исполнение. Но машина никогда не заложит в изделие душу – тот сакральный смысл, который вложен в каждый стежок. Для меня важно сохранить традицию наших предков в рукоделии и передать нашим детям и внукам. В этом наше предназначение, и в этом будет их сила!

За каждым стежком – частичка моей души, тишина мастерской, тепло пальцев, направляющих нить. В каждой петельке – вдохновение от оттенков неба, отблесков речной воды, свежести ветра.

– Меня всегда интересовало, что означают русские орнаменты?

– В старину традиционный русский костюм мог многое рассказать о своем владельце: место жительства, возраст, семейное и социальное положение. Узоры на костюмах несли сакральное значение. Они являлись своеобразными оберегами, защищали от злых духов и привлекали благополучие. Каждый рисунок, каждый цвет и элемент имели глубокий смысл, в те времена понятные каждому. К примеру, ромб – плодородие, земля; треугольник – это семья, триединство; волнистая линия – вода, вечное движение жизни. Растительные мотивы символизируют плодородие, рост, жизнь и красоту природы. В зооморфных мотивах присутствуют изображения животных и птиц, птицы указывают на связь с небесными силами. Уникальные стили и узоры формировались в зависимости от географического расположения и исторических особенностей каждого региона.

– Каким вы видите дальнейшее развитие вашего творчества?

– Женские народные костюмы шью для фольклорных коллективов. Давно мечтала начать пошив косовороток – рубах с боковым разрезом. Думаю, они прекрасно впишутся в гардероб современного мужчины. Но у меня не было четкого представления, куда идти с таким проектом. Очень помог творческий конкурс «Мама-предприниматель», спикеры посоветовали начать с продвижения в общепит – рестораны, кафе. Это же прекрасно, когда официанты одеты в русском стиле – в косоворотки. В данный момент занимаюсь расчетом: сколько необходимо материала, прорабатываю крой, сколько времени займет пошив и так далее.

– Одежда – важная часть народного быта.

– Традиционный костюм любого народа – это отражение особенностей культуры, его истории, традиций. Исследуя традиционный костюм, мы  прикасаемся к истории, к огромному, удивительному, красивому миру. Русский традиционный костюм – это очень сложное, многогранное явление.

Вообще, мечтаю, надеюсь, что когда-нибудь на праздник, скажем, День города, все пройдут по центральной улице не в ковбойских шляпах, джинсах и образах зарубежных героев – человеков-пауков, а в разнообразных красивых русских народных костюмах. Русский костюм – это ключ, позволяющий человеку выразить свою аутентичность.

 

Александр ФАЛАЛЕЕВ

Фото Антона Забродского и из архива Екатерины Катковой