Нина Штрекер о призвании, педагогике и педагогах
Накануне Дня учителя наш корреспондент пообщался с доктором педагогических наук, профессором, более 30 лет возглавлявшей факультет педагогики и методики начального обучения КГПИ (позже КГПУ, а ныне КГУ) им. К. Э. Циолковского.
НАША СПРАВКА
• Нина Юрьевна Штрекер родилась 27 октября 1956 года в Астраханской области.
• С 1966 года живет и работает в Калуге. С 1976 года – учитель сельской школы, с 1979 года и по настоящее время работает в КГПИ-КГПУ-КГУ им. К. Э. Циолковского.
• Доктор педагогических наук, профессор.
• Работала на факультете начальных классов, затем – директором Института педагогики.
• В настоящее время – готовит научно-педагогические кадры в КГУ им. К. Э. Циолковского.
— Нина Юрьевна, когда пришло решение стать учителем?
— Оно было всегда, сколько себя помню. Мои мама, бабушка, тетя, друзья родителей были учителями, и я еще в дошкольном возрасте мечтала стать учительницей. Когда мне было десять лет, наша семья переехала в Калугу. Здесь я окончила среднюю школу №12, поступила в педагогический институт имени К. Э. Циолковского на факультет русского языка и литературы, продолжив семейную династию.
— Какой показалась вам тогда студенческая жизнь?
— Праздником! Настоящим праздником! Все изучаемые дисциплины – любимые, особенно – старославянский язык, современный русский язык, психология, огромный пласт зарубежной литературы – всё меняло «картину мира». Со второго курса я начала заниматься наукой – научные кружки, диалектологические экспедиции, диалектологическая и архивная практика в Институте русского языка Академии наук СССР, участие во всесоюзных конференциях, руководство студенческим научным обществом факультета. И, разумеется, поездки в колхоз, стройотряды, пионерлагеря, детдома.
— Любимых преподавателей помните?
— С душевным трепетом проходила педагогическую практику под руководством выдающегося методиста профессора Григория Ивановича Блинова. Моими любимыми преподавателями были также Нина Фёдоровна Молчанова, Татьяна Сергеевна Ворошилова, Елизавета Николаевна Верижникова, Елизавета Львовна Глинская – образцы прекрасно образованных, интеллигентных, преданных своему делу людей.
Именно в институте я обрела друзей, с которыми вместе идем по жизни уже более сорока лет, и никто ни разу не дал повода в них разочароваться.
— Институт вы окончили с красным дипломом. Каково городской девушке–красавице, отличнице было оказаться учителем деревенской школы?
— Тогда было принято «высаживать педагогический десант», направляя в одну школу нескольких молодых специалистов. Мы, три выпускника разных факультетов КГПИ, вели 14 предметов в Сабуровщинской восьмилетней школе Бабынинского района. Я преподавала русский язык, литературу, иностранный язык и музыку. Да, пришлось столкнуться с трудностями, к которым нас в вузе не готовили: школа была малокомплектной, а значит нужно было вести уроки одновременно с двумя — тремя классами; ученики делились на классы строго по рядам в одном помещении, и приходилось готовиться не к пяти урокам в день, а фактически к пятнадцати.
Вся внеклассная работа тоже поручалась нам, комсомольцам. Я как-то быстро втянулась в работу. А через три года меня пригласили работать в родной институт на недавно открывшийся факультет начальных классов. Это было для меня счастьем – «учить учителей»! Здесь и проходит весь мой дальнейший трудовой путь: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор.
— То есть, можно сказать, вы легко нашли своё призвание?
— Видимо, так сошлись звёзды. Мне повезло, я училась в аспирантуре у замечательного человека и ученого с мировым именем – доктора филологических наук, профессора Ольги Павловны Ермаковой. Защитила кандидатскую диссертацию в Московском областном педагогическом институте имени Н. К. Крупской на тему «Словообразовательная парадигма прилагательных в говорах и литературном языке», пригодились материалы диалектологических экспедиций! В 2008-м защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук в знаменитом Российском университете дружбы народов на тему «Инновационная система углубленной филологической подготовки учителей начальных классов».
— И вы с головой ушли в науку…
— Многолетний опыт методики преподавания филологических дисциплин в высшей школе лёг в основу учебников «Русский язык и культура речи», «Основы методики преподавания русского языка в начальной школе», «Современный русский язык. Историческое комментирование», опубликованных в центральных издательствах «Высшая школа», «Академия». Мною написаны 7 монографий и более 110 научных статей по проблемам лингводидактики и модернизации педагогического образования. Мои работы издавались не только в России, но и в США, Китае, Индии. Участвовала в реализации федеральной программы «Языковая геополитика»: преподавала русский язык учителям русского языка как иностранного в Болгарии, Швейцарии, Бельгии, Индии, Китае.
— Институт педагогики – это уже новый уровень?
— Естественно! Проблемы педагогики во многом стали востребованы в обществе. Вместе с коллективом единомышленников мы работали над внедрением многоуровневой системы обучения, решением задач модернизации педагогического образования, подготовки педагогических кадров к реализации новых федеральных образовательных стандартов. За эти годы мы подготовили более 5,5 тысячи учителей начальных классов (в том числе – с дополнительными специальностями «учитель информатики», «учитель музыки», «учитель английского языка»), педагогов-психологов, методистов дошкольных образовательных организаций, логопедов, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов и колледжей.
— Мечта сбылась?
— Да! Считаю, что моя мечта стать педагогом и приносить пользу людям – сбылась! И – продолжает сбываться!
— Что пожелаете молодым педагогам и студентам, решившим посвятить себя нелегкой учительской профессии?
— Подрастающей смене педагогов я всегда привожу слова выдающегося русского историка В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Пусть так и будет!
Беседовал Петр КАТЕРИНИЧЕВ