В прошлом году Павел Вольфсон в третий раз стал лауреатом областной премии имени Афанасия Куликова
Его работы можно увидеть на областной выставке «Итоговая-2022» в Доме художника.
Живопись или графика?
Больше 35 лет художник работает в технике пастельной живописи. Недавно в честь юбилея родные сделали ему роскошный подарок – набор голландской пастели из 376 цветов.
– Формально пастель относят к графическим техникам, – говорит художник. – Но графика – это, прежде всего, линия, а живопись – цвет и пятно. Я начинал работать с пастелью как график, потом меня увлекло живописное начало.
Этот материал сочетает в себе возможности и масла, и акрила, и даже акварели.
– В работе должна быть тайна. Я стремлюсь к тому, чтобы зритель захотел «поговорить» с картиной, немного пожить в нарисованном мире.
Пища для глаз и души
Павел Вольфсон родился в селе Недельном Малоярославецкого района. С детства ему близок дух русских деревень и малых городов, дороги сердцу православные святыни.
Художнику-пейзажисту необходимо выезжать на пленэры, чтобы освежить взгляд, напитаться новыми впечатлениями и идеями, накопить этюдный материал для дальнейшей работы в мастерской. Павел Вольфсон побывал в творческих поездках в областях Центральной России, в Крыму и на Алтае, в Болгарии, Сербии, Черногории.
– Каждый год я на несколько месяцев выезжал в Крым, и это дало мне мощнейший импульс. Там и случился поворот от графики к живописи, я почувствовал цвет, понял, что натура не графична, а живописна. В прошлом году сбылась мечта побывать на Алтае. Такого я не видал никогда: заснеженные горы в осеннем золоте, вода в реке Катунь необыкновенного изумрудного цвета, который бывает только поздней осенью.
Любимое время года у художника – зима. В зимних пейзажах он увидел тайну, его очаровал снег с бликами солнца, розовыми и желтоватыми отсветами. Привлекает его и осеннее буйство красок, и даже хмурое предзимье.
– Когда листва опадает, деревья становятся очень живописными, стволы лип приобретают изумительный фиолетово-коричневатый цвет. А летом зелень писать сложно, ее обязательно надо связывать с архитектурой. В Крыму и в Черногории она прекрасно сочетается с белыми камнями, красными крышами, морем.
Пять тысяч портретов
Павел Вольфсон известен и как портретист, написавший около 5000 работ в этом жанре. Самое главное для него – увидеть и показать личность, создать психологически точный образ.
– Любимый мой жанр – детский портрет, и он же самый сложный, если писать с натуры. За те несколько минут, что ребенок сидит спокойно, надо поймать черты лица и мимику, точно попасть в возраст. Взрослых после этого писать гораздо проще, но есть нюанс: чем больше знаешь человека, тем сложнее, ведь самое точное – первое впечатление. Очень редко у меня бывали модели, которых я никак не мог «прочитать».
Мы с двумя коллегами писали портреты с натуры жителей Пекина. Я рисовал углем и ретушью, на каждый портрет уходило около 40 минут. В среднем каждый из нас успевал написать за день восемь работ. Рано утром открывались двери огромного старинного дворца, где проходили Дни русской культуры, и к нам бежала толпа китайцев. Только 20–30 счастливчиков успевали занять очередь на портрет, и они сидели целый день, чтобы ее не пропустить.
По ленинским местам
С супругой, заслуженной артисткой России Лидией Музалевой, Павел Вольфсон познакомился в Шушенском. Окончив Абрамцевское училище, он приехал туда по распределению, работал на фабрике сувениров. Лидия Михайловна окончила первый курс хорового отделения Московского института культуры и приехала на каникулы домой.
– Один из коллег отмечал юбилей, пригласил нас в ресторан. Вдруг распахнулась дверь, и влетела ватага девчонок в тельняшках и джинсах. Они заняли столик напротив. Заиграла музыка, я пригласил одну из девушек на танец – это и была Лида. Проводил ее до дома, пригласил на свидание. Мы гуляли по ленинским местам, ходили на Журавлиную горку и на озеро Перово, где находится знаменитый шалаш.
Через неделю Лида уехала в Москву, и началась переписка. Потом Павел ушел в армию, служил на Дальнем Востоке, и два года они не виделись. После армии Лидия встречала его в московском метро, на станции «Киевская».
Секрет семейного счастья одновременно прост и сложен.
– Каждый идет своим творческим путем, но мы дополняем друг друга, черпаем друг у друга задор и эмоции. Мне близко песенное искусство, оно меня подзаряжает. Лидия Михайловна тоже живет моими темами, моими картинами. Никогда у нас не было ревности или зависти к успехам друг друга, только радость. Главное в семейной жизни – уважение и поддержка.
От педагогики – к живописи
Около 15 лет Павел Семенович занимался педагогической работой. Преподавал в художественной школе, на кафедре «Графический дизайн» ОГТУ АЭ, в Гуманитарном университете, политехникуме.
– Преподавательская работа давала финансовую стабильность, но оставляла слишком мало времени для творчества. В какой-то момент пришлось сделать выбор. В 2005 году ушел в никуда, несколько месяцев сомневался, правильно ли поступил. Не надо каждый день идти на работу, все двери открыты – твори! Это было непривычно. Стал активно участвовать в выставках, поддержка коллег меня окрылила. Начались пленэры, творческие поездки. Через 2–3 года я уже думал: почему же раньше не ушел из педагогики, ведь все это время можно было посвятить творческой работе.
К звездам!
В 2009 году художник познакомился с композитором и шансонье Евгением Кемеровским. За два года Павел Вольфсон создал больше 100 рисунков к его поэтическим сборникам «Счастье» и «Бесконечность». Некоторые из них послужили основой серии станковых произведений.
– Эта работа произвела на меня большое впечатление. Важно было не иллюстрировать стихотворения буквально, а создавать образы на основе ассоциаций. Тот же ассоциативный подход я использую в работе над авторской серией станковых работ «Человек, Вселенная, Космос». Рассчитываю завершить ее к следующему юбилею первого полета человека в космос.
В 2022 году по итогам творческой деятельности Павел Вольфсон удостоен Государственной стипендии Министерства культуры РФ и награждён Почётной грамотой губернатора Калужской области.
Екатерина Шевелева
Фото из архива Павла Вольфсона