9 ноября в Калужском музее изобразительных искусств состоялось открытие выставки «Молодежный фестиваль эмальерного искусства «Новые имена». Это открытый молодежный эмальерный форум, организованный при поддержке министерства культуры России и предоставляющий возможность молодым и начинающим художникам попробовать свои силы в этом древнем, но постоянно развивающемся и в чем-то элитарном виде искусства.
До приезда в наш город фестиваль принимали Волгодонский художественный музей и геологический музей в Москве на Манежной площади. Отличительной особенностью проекта является участие достаточно известных художников, экспонирующим здесь как свои работы, так и произведения учеников. Столь яркий и классический принцип позволяет показать преемственность поколений и разнообразие эмальерных школ. Около 90 человек из 10 регионов принимают участие в проекте, и это достаточно цельный рассказ о состоянии современного искусства и ремесла молодых эмальеров России.
Примеры тому — школа академика Николая Вдовкина, ростовская школа, возглавляемая заслуженным художником РФ профессором Георгием Лиховидом, московская эмальерная школа под руководством профессора Анастасии Агафоновой и доцента Евгения Матько, представленная Московской Государственной художественно-промышленной академией имени С.Г. Строганова. Кроме того, московский регион представлен талантливыми работами Абрамцевского и Калининского колледжей прикладных искусств, славящихся своими давними традициями.
Особое место занимает школа Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, которую показывают прославленные художники и педагоги — академик Алексей Талащук, профессор Светлана Пономаренко, доценты Лариса Соломникова и Сергей Крылов. Здесь же представлены работы самостоятельных авторов из различных регионов: Азамата и Гульназ Гилязетдиновых из Уфы, Римы Харатьян из Волгограда, Натальи Секачевой из Перми… Впервые в подобном проекте участвуют иркутская школа Сергея Андрейко, ярославская — Михаила Бекетова, калужская — Людмилы Зайчиковой.
Эмальерное искусство в нашей стране сейчас переживает настоящий подъем. Все более популярным становится чисто станковая сторона этого творчества, когда автор создает с помощью эмали живописную картину, а не украшение или предмет обихода. Практически вечный материал, яркость не меркнущих со временем красок и подкупающая неповторимость каждого произведения – все это делает художественную эмаль все более популярной. Что же касается новых имен, то они, конечно, появляются благодаря стараниям уже упомянутых мастеров-педагогов, и благодаря подобным фестивалям, заключительная экспозиция которого представлена на калужской земле.
Сергей ГРИШУНОВ.
Фото С.Гришунова.