Федеральная налоговая служба проводит отраслевой проект «Общественное питание». Цель проекта — обеление сферы общественного питания посредством побуждения повсеместного применения ими в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
Проект призван выработать механизмы и предложения, которые позволят вывести предприятия общественного питания из теневого сектора.
В настоящее время ФНС России проводит мероприятия по выявлению налогоплательщиков сферы услуг общественного питания, которые нарушают требования законодательства о применении ККТ, в том числе посредством постоянного мониторинга расчетов, подлежащих с обязательным применением онлайн-ККТ, для включения в планы проверок и проведения соответствующих контрольных мероприятий.
Кроме того, с целью снижения рисков для налогоплательщиков сферы общественного питания в настоящее время проводится информационная кампания направленная на разъяснение целей данного отраслевого проекта.
Налоговыми органами Калужской области проверки проводятся с учетом риск-ориентированного подхода и только в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков сферы общепита, не соблюдающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Речь идет, в том числе и о предпринимателях, не фиксирующих выручку через ККТ в полном объеме.
Согласно статистике выявления правонарушений в сфере ККТ можно выделить наиболее часто встречающиеся:
- неприменение ККТ (участились случаи, когда продавец требует от покупателя (клиента) совершить перевод денежных средств за проданный товар или оказанную услугу по телефону, на банковскую карту);
- невыдача чека;
- выдача чека с некорректными реквизитами (в чеке не указаны или неверно указаны дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя; применяемая при расчете система налогообложения; наименование товара; сумма расчета; форма расчета (оплата наличными денежными средствами и (или) в безналичной форме оплаты); отсутствует QR-код; в поле «кассир» отсутствуют или неверно указаны ФИО продавца, который осуществил продажу товара или оказал услугу.
ФНС России «Проверка чека» (для платформы Android скачать можно через сервис Google Play, для платформы iOS через сервис AppStore), а также функционал проверки кассового чека (бланка строгой отчетности), размещенный на сайте ФНС России по адресу: https://kkt-online.nalog.ru, позволяющие быстро и удобно проверить кассовый чек (бланк строгой отчетности) на соответствие законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники двумя способами:
- посредством сканирования QR-кода, напечатанного на кассовом чеке (с использованием мобильного устройства);
- путем введения платежных данных вручную по предложенной форме (все данные размещены на кассовом чеке).
Кроме того, посредством данного приложения можно направить жалобу в случае установления нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
За нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена административная ответственность.
В частности, налагается административный штраф: на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения кассы, но не менее 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 3/4 до полной суммы расчета без применения кассы, но не менее 30 тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП).
За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП).