Директор школы № 25 Алексей Мокрушин – о жизни и призвании
Он возглавил учебное заведение в 30 лет. В 2016 году стал самым молодым руководителем школы в регионе. А спустя 7 лет Алексей Николаевич был признан «Директором года России – 2023».
ШКОЛА VS КОММЕРЦИЯ
– Я окончил школу № 51 на Северном, – вспоминает Алексей Мокрушин. – У нас были хорошие учителя. Я учился на «4» и «5» и планировал поступать в военное училище, специально даже занимался. Но не прошел медицинскую комиссию. В итоге я пошел на физмат КГПИ (нынешний КГУ).
Мечты преподавать у меня изначально не было, но в студенческие годы пробовал себя в разных сферах. Был торговым представителем, подрабатывал в охране и на стройке.
А летом начиная с первого курса был вожатым в детских лагерях. Благодаря этому опыту я понял, что не хочу целыми днями сидеть в офисе. Мне очень нравился опыт взаимодействия с детьми. Поэтому пренебрег модными тогда профессиями и пошёл работать по специальности.
ИГРАЕТ НА ТРУБЕ
– А еще я окончил музыкальную школу по классу трубы. Выступал в двух коллективах –
«Улица героев Стратосферы» и «Жан Поль». Это было серьезное увлечение. Поэтому, когда окончил педагогический университет и пошел работать в школу, решил углубить музыкальное образование: поступил в областной музыкальный колледж им. С.И. Танеева.
4 года я совмещал музыку и преподавание. Это был непростой период! Чтобы хорошо играть на музыкальном инструменте, требуется много практики. Порой я приезжал в школу в 7 утра, чтобы разыграться. Пока никого не было, репетировал. Потом я давал несколько уроков и уезжал в колледж, чтобы через несколько часов снова вернуться обратно к доске. Мне было очень интересно учиться. Я подходил к этому осознанно и получал удовольствие от процесса – вслушивался в музыку так, как это нужно делать.
Но в какой-то период накопилась усталость, и появился соблазн всё бросить. Однажды я пришел к преподавателю по специальности Владимиру Алексеевичу Бабинцеву и сказал, что все, бросаю учебу. А он посмотрел на меня и ответил: «Ну раз уж пришел сегодня, давай позанимаемся. А там видно будет». Мы продолжили репетировать и постепенно прошли кризис. Этот случай помог мне осознать простую вещь:
у всех бывают кризисные ситуации, которым не стоит уделять слишком много внимания: разбираться, зацикливаться, анализировать. Просто делай свое дело, а там будет видно. Тогда я решил, что не буду ставить себе сверхзадачу стать лучшим трубачом области или всей России. Мне нравилось заниматься и играть, и это было главное. С тех пор музыка идет рядом со мной по жизни и помогает.
ДУМАТЬ НЕ ТОЛЬКО О ПРЕДМЕТЕ
– В школе я попал в среду, где были созданы многие условия, чтобы развиваться. На моих уроках не было проблем с дисциплиной. Отчасти, думаю, потому, что я мужчина. Я не акцентирую внимание на том, что у ребенка не получается, а стараюсь сосредоточиться на причине затруднения, побеседовать, помочь. Если ученик ведет себя плохо, не надо рубить с плеча. Иногда бывают серьезные причины, по которым он не может хорошо проявить себя, но не всегда способен рассказать о них нам или родителям. Поэтому важно принимать, а не обвинять его. Не надо отвергать и навешивать ярлыки! В этом я вижу и трудность нашей профессии. Педагогу надо не только о предмете думать, но и разбираться в каждом ребенке.
В школе сталкиваются с трудностями все: и молодые, и опытные педагоги. Для меня самое главное, чтобы коллеги не сталкивались с самым сложным – с профессиональным одиночеством. Человек, который пришел в школу, должен чувствовать, что он не один. Нужно чтобы рядом обязательно был коллега, который мог бы сказать: «Если у тебя не получается, это нормально. Что-то не складывается и на 10-м, и на 101-м уроке! И это тоже нормально».
МЕНЬШЕ СТЕРЕОТИПОВ
– Я стал директором в 30 лет. Сейчас много молодых руководителей. Я вообще не вижу принципиальной важности в возрасте, все зависит от человека и его настроя. Многие мои коллеги в годах заряжены, хотят работать. А иногда бывает, что молодых ничего не заставишь делать. И все же молодость – это чуть больше энергии и меньше стереотипов…
Я продолжаю преподавать математику, даже возглавив школу. Мне важно видеть детей, важно, чтобы учителя видели, что я не просто закрылся в кабинете и решаю там какие-то вопросы. Если я чего-то требую от них, значит, я сам должен это уметь.
Что отличает 25-ю школу от других? Наши дети, родители и учителя понимают, что они влияют на происходящее.
У нас есть стена «Возможность», каждый на ней можно оставить свою идею. В итоге мы выбираем самые интересные и берем в работу. Какие-то из них дети сами воплощают в жизнь. Все видят на доске, что сейчас в школе происходит, и каждый может присоединиться на любом этапе.
В 2018 году мы вошли в программу по развитию личностного потенциала благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и в настоящее время являемся одним из центров развития личностного потенциала. Эта программа стала мощным импульсом появления новых идей и проектов, которые мы вместе с детьми, родителями и учителями реализуем в школе.
А еще у нас проходят замечательные акции, среди них – «Мандарины за пятерку». После Нового года трудно снова браться за учебу, поэтому за каждые две пятерки мы выдаем ученику мандарин. В итоге успеваемость растет. Счет идет на тысячи пятерок, мандарины буквально сметают…
Мы включились в программу по созданию новых мест в сфере дополнительного образования. Появился скалодром, это одна из самых популярных секций в школе. Нам доверили открытие «Кванториума» на уровне региона, сейчас только там у нас порядка 15 разных программ, от робототехники до фотокружка. Мы готовы внедрять новое, чтобы у детей была возможность попробовать себя.
ЗАДАЧА ДЛЯ ДИРЕКТОРА
– Конкурс «Директор года России – 2023» начался в августе. На него подали заявки свыше тысячи директоров со всей страны, но после заочного этапа были выбраны всего 30. Мы прошли несколько туров. В «Формуле успеха» в 3-минутном ролике и последующем 10-минутном выступлении рассказывали об успешно реализованных проектах, принципах и подходах к работе. На этапе «Стратегическое решение» пришлось решать нестандартные задачи. Каждому директору дали кейс: вот ваша школа, а через три-пять лет она должна стать школой с определенным культурным профилем. Мне нужно было предложить этапы переформатирования учебного заведения в школу «Культуры мышления». У каждого финалиста была своя команда, в моей было 10 человек (учителей, учеников и родителей). Все они были онлайн в Калуге, а я в Москве. Тема была очень сложная. На защите мне удалось донести смыслы, которые мы туда заложили, и я попал в пятерку лучших. К тому моменту уже накопилась усталость, но одновременно была и легкость.
Я был доволен результатом. После финального этапа (мастер-класса и пресс-конференции) приехал министр просвещения РФ Сергей Кравцов, достал из конверта лист с решением жюри и назвал мою фамилию. Мне было очень приятно победить, приятно, что коллеги радовались за меня и поддержали!
Что даст эта победа? Новый импульс в развитии.
И я надеюсь, что она станет аргументом для привлечения новых ресурсов. Хочется, чтобы в нашей школе продолжались изменения.
Записала Ольга КУЗЬМИНА
Фото Антона Забродского и из архива Алексея Мокрушина
Хииии)) я с них улыбаюся
Ну,понеслась