В рамках фестиваля современного искусства «Циолковский фест», начавшегося 16 мая, в галерее Дома музыки в понедельник прошел мастер-класс Максима Железнякова и Михаила Каламкарова по масляной печати станковой фотографии.
Это было лишь первое из мероприятий фестиваля, посвященных фотографии, развитию которой организаторы в этом году уделяют особое внимание. Мастер-класс, длившийся несколько часов, собрал около 50 участников. Такой интерес вызван тем, что проводившие его фотохудожники – уникальные мастера своего жанра. Фотограф и режиссер Михаил Каламкаров преподает курс «Фотомастерство» в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ), а Максим Железняков помимо того, что является главным художником калужского областного драматического театра, еще и преподаватель школы-студии МХТ.
Кстати, их совместное творчество началось ровно 11 лет назад, 19 мая 2004 года, когда Каламкаров и Железняков вместе с другими столичными фотографами, инициировали проект «Станковая фотография-ХХI». В концепции движения записано, что произведением искусства, предметом, имеющим некую ценность, является отпечаток на бумаге, а не негатив. Оно возникает лишь тогда, когда художник сознательно выбирает тот или иной инструмент, в данном случае фотоаппарат, помогающий осмысливать действительность, а не слепо копировать ее. Авторы считают, что фотография не должна носить чисто практический, утилитарный характер. Своими работами, демонстрирующимся на различных престижных фотовыставках, они делают ее настоящим произведением искусства, а на мастер-классе в Калуге Максим Железняков и Михаил Каламкаров попытались обучить ему всех интересующихся фотографией. По словам некоторых из участников, это было не просто практическим занятием, а походило на колдовство, волшебство или даже шаманство.
Андрей ГУСЕВ.
Фото Игоря Рулева.