В Инновационном культурном центре открылась необычная выставка
Куратор выставки «Лоскутные фрейлины» Ирина Корнеева пригласила в ИКЦ лучших мастеров лоскутного творчества, победителей и лауреатов крупнейшего фестиваля «Душа России», который объединяет талантливых людей из больших и малых городов и сел нашей страны, а также из-за рубежа.
Традиции и современность
Вернисаж собрал множество зрителей, калужане явно соскучились по ярким культурным событиям. Перформанс свободного хора «Петь просто» помог создать нужное настроение, подготовить публику к восприятию произведений искусства и донести главную идею выставки: традиционное может быть живым и актуальным. Если найти для него место в нашей повседневности, жизнь будет счастливее и краше.
Современное лоскутное искусство очень разнообразно, оно дает массу возможностей для творческих экспериментов и воплощения самых смелых идей. Мастера создают оригинальные предметы интерьера, одежду и аксессуары, картины и панно.
Работы представили калужанка Ирина Корнеева, тульский клуб «Лоскутная слобода», творческая группа «Немалевичи» из Липецка, художники Екатерина Николсон из Санкт-Петербурга и Мария Шафрова из Москвы.
Стёжки-дорожки
Ирина Корнеева по профессии программист. Лоскутным шитьем она увлеклась три-четыре года назад и за короткое время достигла высот мастерства. Сделать такой рывок «с нуля» вряд ли возможно, но Ирина с юных лет умела прекрасно шить.
– Многие мастерицы работают интуитивно, но я всегда создаю макет будущего изделия в специальной компьютерной программе, – рассказывает Ирина Корнеева. – Через сканер в нее можно загрузить образцы тканей, подобрать сочетания цветов и рисунков.
Ирина на правах автора показывает изнанку панно – она красивая и аккуратная. На однотонном фоне хорошо виден замысловатый рисунок стежки. Ирина училась стегать два месяца, упражнялась ежедневно и теперь может при помощи машинки на свободном ходу воспроизвести на ткани любой мелкий узор. Подобно игре на музыкальном инструменте, этот навык требует постоянной тренировки, поскольку основан на формировании нейронных связей и мышечной памяти.
– Идея моего проекта «Половичок на сундучок» – показать красоту и разнообразие простых лоскутных узоров, – рассказывает Ирина. – Основное тело каждого панно этой серии состоит из одного повторяющегося лоскутного орнамента. А весь деревянный декор для проекта сделал мой муж Андрей Корнеев.
В лоскутном творчестве важную роль играют материалы. Тратить много времени и труда на то, что потеряет вид через пару стирок, нет смысла, поэтому мастерицы используют качественную импортную хлопковую ткань с гладкой шелковистой поверхностью, натуральный и искусственный шелк, вручную изготовленный батик. Себестоимость изделия получается довольно высокой.
На изготовление большого покрывала уходит пять километров ниток.
«Амазонки авангарда»
Выставка в ИКЦ, словно мостик между временами, объединяет древнее искусство лоскутного шитья, народный костюм, эпоху русского авангарда и наши дни. Проект Марии Шафровой посвящен Варваре Степановой и Любови Поповой – художницам-авангардисткам начала ХХ века. Они разработали сотни рисунков для Первой ситценабивной фабрики, но многие из них так и остались в эскизах. Мария влюбилась в эти орнаменты и сто лет спустя довела до логического завершения идеи художниц, воплотив их в материалах и в изделиях.
– Я восстановила их рисунки, напечатала небольшую партию тканей и сшила из них костюмы, причем это не реконструкция, а одежда подчеркнуто современная, – говорит Мария Шафрова. – Моей задачей было показать, насколько актуально сегодня то, что было создано русскими художницами сто лет назад.
Эпохе авангарда отдали должное почти все участницы выставки. Проект группы «Немалевичи» называется «Нежность супрематизма»: изящные живописные полотна оформлены рамами из ткани с лаконичными геометрическими аппликациями.
Трудно поверить, что целостные и гармоничные панно клуба «Лоскутная слобода» – плод коллективного труда шести мастериц. Название всей выставке дала работа «Лоскутные фрейлины» – их своеобразный автопортрет, вдохновленный произведениями известных художников.
Среди лоскутных картин Екатерины Николсон – портреты ее любимых питомцев, мопса Вуду и кота Леонардо. А еще художница представила небольшую коллекцию «френдалей» – вышитых миниатюр, темы для которых предложили друзья.
Лоскутная генеалогия
Еще одна серия работ Марии Шафровой посвящена ее прабабушкам. Четыре портрета – четыре судьбы. Четыре больших церковных праздника по временам года: Рождество, Благовещение, Троица и Покров. Ни одной случайной детали, смысл буквально в каждой строчке. В руках у одной из героинь решето: художница вспоминает, что одна из прабабушек, рязанская крестьянка, следовала народному обычаю: на Покров обливали водой через сито детей, а также домашнюю живность – ягнят, телят, гусей.
В процессе работы над проектом художница подробно изучила традиционный костюм Рязанской губернии и влюбилась в него – и в народный костюм как таковой. Увидев в Российском этнографическом музее коллекцию кукол в праздничных костюмах разных губерний, она создала авторскую коллекцию нарядных тканей.
– Моя мечта – интегрировать элементы традиционной культуры народов России в повседневный современный костюм, – говорит Мария Шафрова.
Ирина Корнеева рассказывает о том, как ее покорил красно-бирюзовый узор знаменитого барановского платка. Ткань с точно повторенным историческим рисунком она использовала для создания подушек и покрывала. Традиционный узор и лоскутная техника прекрасно вписываются в современный интерьер.
В рамках выставки, которая продлится до 11 августа, пройдет мастер-класс Ирины Корнеевой, во время которого можно будет понаблюдать за ее работой с тканью.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото автора